Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация за неисполнение решения суда
Документ от 18.12.2019, опубликован на сайте 31.12.2019 под номером 85429, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-358/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

18 декабря 2019 года                                                                        г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сокоровской Алены Андреевны к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Сокоровская А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Карсунского районного суда Ульяновской области  от 27 января 2017г. по делу №2-2-22/2017 на Министерство промышленности, строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была возложена обязанность по обеспечению её специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещении на территории города Ульяновска. 

1 июня 2017г. было возбуждено исполнительное производство. Однако на момент обращения в суд с настоящим иском решение суда не исполнено, в связи с чем нарушено её право на жилище. Срок неисполнения решения составляет 2 года 9 мес.

В связи с  этим Сокоровская А.А. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере     500 000 руб., а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Ульяновскую область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебном заседании административный истец Сокоровская А.А. и её представитель Сотников И.А. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что получает компенсацию в размере 4 тыс. руб. ежемесячно за наем жилья.

Представитель административного ответчика - Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие и в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции указал на то, что считает Министерство финансов Ульяновской области ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку решение суда не предусматривает обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а возлагает обязанность по исполнению решения суда на Министерство промышленности, строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, правопреемником которого является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство).

Кроме того,  считает размер компенсации завышенным, не отвечающим принципу разумности и справедливости.

Указывает на то, что с 2013 года Министерством приобретено 716 квартир по государственным контрактам на территории Ульяновской области. В настоящее время планируется приобретение еще 60 квартир. 

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П им выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 4000 руб.

Таким образом, в действиях Министерства отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В Законе Ульяновской области от 21 декабря 2018 года № 173-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

Представитель административного ответчика - Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие. В  отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что Министерство промышленности, строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предпринимало меры к исполнению судебного решения. С 2014 года  систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. В 2014, 2015, 2017 годах были заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и  лиц из их числа.

В 2018 году торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в муниципальном образовании «город Ульяновск», не объявлялись из-за отсутствия денежных средств в областном бюджете.

В 2019 году были объявлены торги по приобретению 20 квартир в г.Ульяновске, которые не состоялись по причине отсутствия заявок ввиду низкой средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Ульяновской области, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

В течение 2019 года Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот.

После исполнения заключенных контрактов и оформления права  собственности на данные квартиры Министерство будет предоставлять их детям-сиротам, в том числе и истцу.

Кроме того, Министерство неоднократно обращалось к Министру финансов Ульяновской области с целью выделения дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот. Самостоятельно, за счет внутренних резервов Министерство было лишено возможности исполнить решение суда. Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованно завышенной.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав пояснения истца, исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело № 2-2-22/2017 Карсунского  районного суда Ульяновской области, исполнительное производство № 15142/17/73017-ИП, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 января 2017г. по делу № 2-2-22/2017 были удовлетворены исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области в  интересах Сокоровской А.А.  На Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность по обеспечению  Сокоровской А.А. специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 апреля 2017г. решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 января 2017г. оставлено без изменения и вступило в законную силу.

3 мая 2017г. суд направил Сокоровской А.А. исполнительный лист по вышеуказанному решению суда.

01 июня 2017г.  Сокоровская А.А. предъявила указанный исполнительный лист в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, где в этот же день было возбуждено исполнительное производство.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику -  Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения,

17 мая 2019г. судом произведена замена должника в исполнительном производстве – на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

До настоящего времени решение Карсунского  районного суда Ульяновской области  от 27 января 2017г. не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Сокоровская А.А. обратилась в суд 11 ноября 2019г., т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Период неисполнения судебного решения составляет 2 года 6 мес. 17 дней (со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов и возбуждения исполнительного производства).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные Министерством финансов Ульяновской области, Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах  Сокоровская А.А. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Сокоровской А.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере *** которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая  подлежит взысканию в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Сокоровской Алены Андреевны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Сокоровской Алены Андреевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере *** рублей, в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей с перечислением денежных средств на расчетный счет Сокоровской Алены Андреевны № ***, открытый в Ульяновском отделении № 8588 ПАО Сбербанк, ИНН банка получателя 7707083893,  БИК банка получателя     047308602,  кор. счет     30101810000000000602.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Сокоровской Алене Андреевне отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.