Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 10.12.2019, опубликован на сайте 19.12.2019 под номером 85339, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                           Дело № 33-5509/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    10 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3184/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 августа 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 октября 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Егоровой Веры Алексеевны,  удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Егорову Веру Алексеевну лекарственными препаратами: *** по рецепту от 24.04.2019, *** по рецепту от 22.11.2018, *** по рецепту от 22.04.2019, ***  по рецепту от 28.01.2019, *** по рецептам от 13.09.2018, 31.10.2018, 21.02.2019, 20.03.2019. В остальной части иска отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя  в интересах Егоровой В.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска проведена проверка по обращению Егоровой В.А., в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства. Как показала проверка, права на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами Егоровой В.А. ответчиком нарушены. Установлено, что  Егорова  В.А., *** года рождения, является инвалидом *** группы и наблюдается в ГУЗ «Городская больница № 4» с диагнозом: ***.

В соответствии с назначениями врачей Егорова В.А. нуждается в постоянном применении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Однако ежемесячные рецепты на них, выписанные истцу лечащим врачом в установленном порядке, аптечным учреждением не обеспечивались. Так, не обеспечены аптекой АО «УльяновскФармация» рецепты на лекарственные препараты: *** от 24.04.2019, *** от 22.11.2018, *** от 28.01.2019, *** от 22.04.2019, *** от 22.04.2019, а также на изделия медицинского назначения: *** от 13.09.2018, 31.10.2018, 21.02.2019, 20.03.2019, 23.05.2019.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Егорову Веру Алексеевну лекарственными препаратами: *** по рецепту от 24.04.2019, *** по рецепту от 22.11.2018, *** по рецепту от 28.01.2019, *** по рецепту от 22.04.2019, *** по рецепту от 22.04.2019, а также *** по рецептам от 13.09.2018, 31.10.2018, 21.02.2019, 20.03.2019, 23.05.2019. Обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку указанные лекарственные препараты являются для Егоровой В.А. жизненно необходимыми.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №4».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Указывает, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системе дальнейшее обеспечение Егоровой В.А. лекарственными препаратами *** осуществляется, по рецепту от 22.04.2019 на лекарственный препарат *** истица была обеспечена. Считает, что необеспечение истицы спорными лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация». Медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Более того отмечает, что обеспечение истицы лекарствами за прошлый год невозможно по причине завершения 2018 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Егорова В.А., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, состоит на учете в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» у ревматолога, с диагнозом: ***.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимися у Егоровой В.А.  заболеваниями ей   назначено лечение и выписаны лекарственные  препараты: *** от 24.04.2019, *** от 22.11.2018, *** от 28.01.2019, *** от 22.04.2019,  ***  от  22.04.2019,  а  также на изделия медицинского назначения:

*** от 13.09.2018, 31.10.2018, 21.02.2019, 20.03.2019, 23.05.2019.

При этом, лекарственными  препаратами: *** от 24.04.2019, *** от 22.11.2018, *** от 28.01.2019,   а  также  изделиями медицинского назначения: *** от 13.09.2018, 31.10.2018, 21.02.2019, 20.03.2019 Егорова В.А. не обеспечена до настоящего времени.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Егорова В.А. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы  лекарственными препаратами по назначению врача: *** от 24.04.2019, *** от 22.11.2018, *** от 28.01.2019,   а  также на изделиями медицинского назначения: *** от 13.09.2018, 31.10.2018, 21.02.2019, 20.03.2019.

Согласно данным региональной информационной системы в 2018-2019 годы  Егорова  В.А.   по  рецепту  от  22.04.2019   лекарственным препаратом *** по  рецепту  от 22.04.2019  лекарственным препаратом *** по рецепту от 22.04.2019 ,  *** по рецепту  от  23.05.2019  обеспечена на дату  принятия судом решения.  В связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора в данной части судом было отказано.

Решение суда в данной части не обжалуется.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Егоровой В.А.  необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке препаратов: *** а также *** выполнило, невыдача же указанных препаратов и изделий медицинского назначения  истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача Егоровой В.А. бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истицу лекарственными препаратами, медицинскими изделиями только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в приеме данных препаратов, использовании медицинских изделий соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ими сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 августа 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                              Судьи: