УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Богомолов С.В. Дело № 33-5164/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Абросимовой А.В.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3675/2019
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2019 года, по
которому постановлено:
исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения
Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Нафеевой Лилии Ринатовны ***
в количестве 20 штук по льготному рецепту от 27.05.2019.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
бесплатно обеспечить Нафееву Лилию Ринатовну *** в количестве 20 штук по льготному рецепту от 27.05.2019.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова
Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Засвияжского района города Ульяновска в интересах
Нафеевой Л.Р. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения
Ульяновской области о возложении
обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения.
Исковые требования обосновал тем, что прокуратурой проведена
проверка по вопросу нарушения прав Нафеевой Л.Р., страдающей ***, на льготное лекарственное
обеспечение. Проверкой установлено, что по
медицинским показаниям ей необходимо
применение определенного ряда лекарственных препаратов и изделий медицинского
назначения. Однако она не обеспечена по льготному рецепту от 27.05.2019 *** в
количестве 20 шт.
Просил признать
незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области,
выразившееся в необеспечении Нафеевой Лилии Ринатовны *** в количестве 20 штук
по льготному рецепту от 27.05.2019 и обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области бесплатно обеспечить Нафееву Лилию Ринатовну *** в количестве 20 штук по льготному рецепту от
27.05.2019.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были
привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская
поликлиника №4».
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить
решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом
развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего
заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и
суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на
какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Указывает,
что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системе
дальнейшее обеспечение Нафеевой Л.Р. спорными медицинскими изделиями
Министерством осуществляется. Медицинские показания истицы могут изменяться, и
она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и
медицинскими изделиями. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство
и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство
лечащего врача не обязывает.
В возражениях на апелляционную жалобу Нафеева Л.Р. просит
оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и
времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны
здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона,
принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона закреплено, что
основными принципами охраны здоровья в том числе является соблюдение прав граждан в сфере охраны
здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная
защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов
государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц
организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и
качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской
помощи.
Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено,
что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения
определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует,
что Нафеева Л.Р., *** года рождения, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с
диагнозом: ***.
Перечень групп населения и категорий
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия
медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
В указанный перечень входят и лица, страдающие
заболеванием ***.
В соответствии с п.1
Постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О
некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории
Ульяновской области» исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на
реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения,
предусмотренным вышеуказанным постановлением Правительства РФ, является Министерство
здравоохранения Ульяновской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи
в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет
личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и
применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых
и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии
со стандартами медицинской помощи.
В связи с имеющимся у
Нафеевой Л.Р. заболеванием она
нуждается в использовании изделий медицинского назначения – *** 27.05.2019
ей выписан рецепт на бесплатное получение
*** в количестве 20 шт.
Однако по указанному рецепту истица данным изделием медицинского назначения обеспечена не была.
Данный факт ответчик
не оспаривал и доказательств обратному суду
не предоставил.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что
Нафеева Л.Р. имеет право на бесплатное обеспечение
изделиями медицинского назначения по назначению врача, суд правомерно признал
незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области,
выразившееся в необеспечении Нафеевой Лилии Ринатовны *** в количестве 20 штук
по льготному рецепту от 27.05.2019, возложив на
Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по обеспечению истицы *** в количестве 20 шт по рецепту от
27.05.2019.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по
назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску
лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения не входят в компетенцию Министерства
здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может
отвечать за необеспечение Нафеевой Л.Р.
необходимыми ей изделиями медицинского назначения, тем более, что Министерство
обязанность по закупке *** выполнило,
невыдача же указанных изделий
медицинского назначения истице произошла
по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения,
предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от
получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского
применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только
заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского
назначения для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в
аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.
Доказательств того,
что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не
представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача
Нафеевой Л.Р. бесплатно изделий
медицинского назначения по льготным рецептам произошла по вине АО
«УльяновскФармация».
Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы
апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена изделиями
медицинского назначения только в количестве, назначенном лечащим врачом и
выдача медицинских изделий впрок ничем
не предусмотрена.
Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика
обеспечить Нафееву Л.Р. изделиями
медицинского назначения только по
выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением, т.е. не более того. А учитывая то, что истица постоянно нуждается в использовании ***,
соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ими сверх
установленной нормы, не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2019 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи: