Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочное назначение пенсии
Документ от 10.12.2019, опубликован на сайте 31.12.2019 под номером 85312, 2-я гражданская, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                       Дело № 33-4985/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    10 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Болбиной Л.В.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1835/2019 по апелляционной жалобе Страшко Ларисы Михайловны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 августа 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 10 октября 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Страшко Ларисы Михайловны удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить Страшко Ларисе Михайловне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды работы с 13.02.1989 по 24.08.1994 в качестве воспитателя детских комбинатов №1 и №5 Ферганского производственного объединения «Азот», период работы в качестве воспитателя по ИЗО детского сада №9 Димитровградского управления народного образования Ульяновской области 01.03.1995, 03.03.1995, с 09 марта по 17 марта 1995 года, с 20 марта по 29 марта 1995 года.

В остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Страшко Л.М., ее представителя – Медянцевой Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Страшко Л.М. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде)  о включении периодов работы в специальный стаж. В обоснование требований указала, что решением от 26.01.2017 ответчик отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж не включен период ее работы с 13.02.1989 по 24.08.1994 (5 лет 6 месяцев 12 дней) в качестве воспитателя в детских комбинатах №1 и №5 Ферганского производственного объединения «Азот» со ссылкой на то, что учреждение и его структурное подразделение – детский комбинат не предусмотрены соответствующими Списками, хотя спорный период работы имел место до 01.11.1999. Кроме этого, ответчик не включил в специальный стаж период работы с 20.12.1994 по 04.05.1997 (2 года 4 месяца 15 дней) в качестве воспитателя по изобразительному искусству (далее – ИЗО) в детском саду №9 Димитровградского управления народного образования Ульяновской области с указанием на то, что должность «воспитатель по ИЗО» Списками не предусмотрена. Полагала, что должности «воспитатель по ИЗО» и «воспитатель» являются тождественными, поскольку должностные обязанности, характер, специфика работы являются идентичными. С указанным решением ответчика не согласна, просила обязать ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, указанные периоды работы.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Страшко Л.М. просит отменить решение суда в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 20.12.1994 по 04.05.1997 (2 года 4 месяца 15 дней) в качестве воспитателя по ИЗО в детском саду №9 Димитровградского управления народного образования Ульяновской области, исковые требования удовлетворить. Указывает, что трудовые функции по должности «воспитатель» и «воспитатель по ИЗО» тождественны, что подтверждено показаниями свидетеля К*** О.Н. Так же считает некорректной ссылку суда при отказе во включении спорного периода в льготный стаж на положения должностной инструкции педагога дополнительного образования, так как должность «педагог дополнительного образования» впервые была введена в 1997 году. Дополняет, что в процессе работы в спорный период она неоднократно привлекалась работодателем на работы, связанные с замещением воспитателей. Представить должностную инструкцию воспитателя по ИЗО и другие документы о замещении воспитателей групп возможности не имеет, поскольку они не сохранены работодателем.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 18.01.2017 Страшко Л.М. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г.Димитровграде с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе от 26.01.2017 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. По подсчету ответчика продолжительность стажа на соответствующих видах работ истицы на 18.01.2017 составила 14 лет 6 месяцев 1 день. При этом пенсионный орган не зачел в специальный стаж Страшко Л.М. период ее работы с 13.02.1989 по 24.08.1994 (5 лет 6 месяцев 12 дней) в качестве воспитателя в детских комбинатах №1 и №5 Ферганского производственного объединения «Азот», так как  учреждение и его структурное подразделение – детский комбинат не предусмотрены Списками 1991 г.; с 20.12.1994 по 04.05.1997 (2 года 4 месяца 15 дней) в качестве воспитателя по ИЗО в детском саду №9, так как должность «воспитатель по ИЗО» Списками 1991 г. не предусмотрена. 

Полагая отказ незаконным, Страшко Л.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Страшко Л.М. в полном объеме, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»  страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В период работы истицы в качестве воспитателя в детских комбинатах №1 и №5 Ферганского производственного объединения «Азот» действовали Перечень и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397,  предусматривавшие   в перечне  учреждений  детские сады и объединенные ясли-сады, работа в которых в должности воспитателя  давала право  на пенсию за выслугу лет. В последующем  действовал  Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, в пункте 2 которого устанавливалось, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В соответствии с ранее действовавшей ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» в выслугу лет засчитывалась работа воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов, к которым, согласно Общесоюзному классификатору отраслей  народного хозяйства от 01.01.1976, относились и детские комбинаты.

На основании указанных нормативных правовых актов суд первой инстанции включил в специальный стаж Страшко Л.М. период работы с 13.02.1989 по 24.08.1994 в качестве воспитателя детских комбинатов №1 и №5 Ферганского производственного объединения «Азот».

Решение суда в данной части не обжалуется.

Что касается периода работы  Страшко Л.М. с 20.12.1994 по 04.05.1997 (2 года 4 месяца 15 дней) в качестве воспитателя по ИЗО в детском саду №9 г. Димитровграда, то суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для зачета его в педагогический стаж истицы (за исключением дней замены отсутствующих воспитателей), поскольку должность «воспитатель по ИЗО» Списком от 06.09.1991    № 463, а также последующими Списками, не предусматривалась.

Доводы апелляционной жалобы Страшко Л.М. о тождественности должностей «воспитатель» и «воспитатель по изобразительному искусству» являлись предметом разбирательства суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

В частности, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, решается судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которой не содержится в нормативных правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986, были предусмотрены  должности воспитателя, воспитателя детского сада (яслей-сада), педагога-организатора, художественного руководителя, руководителя кружка.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, указаны те же должности и добавлена должность педагога дополнительного образования, работа в которой не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», как не предусмотренная вышеуказанными Списками.

С учетом доводов истца суд сравнил обязанности «воспитателя по ИЗО», «воспитателя» и «педагога дополнительного образования» и пришел к правильному выводу о том, что должность «воспитателя по ИЗО» является тождественной должности «педагога дополнительного образования».

Так, согласно тарифно-квалификационным характеристикам, утвержденным постановлением Минтруда России от 11.11.1992 № 33 в должностные обязанности воспитателя входит, в первую очередь, повседневная работа, обеспечивающая создание условий для социально-психологической реабилитации детей, их социальной и трудовой адаптации, в то время, как в должность педагога дополнительного образования - осуществление разнообразной творческой деятельности обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования.

Согласно материалам дела штатным расписанием д/с № 9 г. Димитровграда на 1994 год  в детском саду предусматривались 15,5 единиц «воспитателя», заработная плата которых определялась по количеству отработанных часов, и фонд заработной платы составлял 144 447 руб., а также 1 единица на весь детский сад «воспитателя по ИЗО» со ставкой  69 888 руб. в месяц.

Согласно тарификационным спискам д/с № 9 г. Димитровграда за 1995-1997 г.г. заработная плата воспитателям рассчитывалась исходя из количества рабочих часов в неделю, оплата воспитателя по ИЗО производилась по ставке заработной платы.

Приказом Управления образования г. Димитровграда от 24.10.1998 № 1028-к определено – «считать  Страшко Л.М. воспитателя по ИЗО ДОУ № 9, находившуюся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, педагогом дополнительного образования с 01.12.1997 с сохранением прежней оплаты труда в соответствии с ранее присвоенной категорией». Сохранение заработной платы и отсутствие приказа о переводе на другую должность свидетельствуют о том, что работодатель, обладающий сведениями о предмете деятельности истца, а также круге ее обязанностей,  сам провел тождество и установил, что должность «воспитателя по ИЗО» аналогична должности «педагога дополнительного образования».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 августа 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 10 октября 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Страшко Ларисы Михайловны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: