Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отказе в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости
Документ от 20.11.2019, опубликован на сайте 13.12.2019 под номером 85308, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

        Дело № 3а-318/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

20 ноября 2019 года                                                                   г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Диамикс» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Агентству государственного имущества Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости   объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

 

ООО «Диамикс» обратилось в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером  ***, находящегося по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

В обоснование требований указало, что данный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности.

Согласно сведениям выписки из ЕГРН  кадастровая стоимости данного объекта недвижимости составляет 55 958 595 руб. 57 коп.

Согласно отчету независимого оценщика ООО «Центр судебной экспертизы» от 27 мая 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 12 сентября 2013 года составляет 306 000 руб. 

Указанное несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку повышает налоговые выплаты.

Кроме того, данное обстоятельство создает  административному истцу препятствия в осуществлении права на отчуждение указанного объекта недвижимости, снижает инвестиционную привлекательность данного объекта.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Правительство Ульяновской области, Федеральное государственное   бюджетное  учреждение  «Федеральная  кадастровая палата Федеральной службы            государственной регистрации, кадастра  и картографии», в качестве заинтересованного лица Министерство финансов Ульяновской области.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Диамикс» Дубкова Д.Ш., Тимофеева Н.В. уточненное требование  поддержали по изложенным в административном иске доводам.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая права административного истца на пересмотр   кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дополнительно указал на то, что Агентство  в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года № 26 с 1 июля 2019 года упразднено с передачей функций иным исполнительным органам государственной власти Ульяновской области и на настоящий момент находится в стадии ликвидации.

Представители Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей административного истца, суд приходит к следующему.

Статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года     № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости следует, что объект недвижимости – нежилое здание  цеха № 4, площадью 4317,1 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, на праве собственности принадлежит ООО «Диамикс».

Согласно выписке из ЕГРН и отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 12 сентября 2013 года установлена в размере 55 958 595 руб. 57 коп.

Из представленного ООО «Диамикс»  отчета № 63/19 об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства от 27 мая 2019 года, выполненного ООО «Центр судебной экспертизы», следует, что рыночная стоимость данного объекта по состоянию на 12 сентября 2013 года составляет 306 000 руб.

Как следует из административного искового заявления, указанное несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости влечет повышение налоговых выплат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций  устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога  признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В силу статьи 1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 г. № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» настоящий Закон устанавливает и вводит в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определяет особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговую ставку налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривает налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2018 г. № 99-ЗО налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров;

2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области принят приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27 ноября 2018 года № 167-ПОД утвержден аналогичный перечень на 2019 год.

Указанными приказами определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.

Объект недвижимости с кадастровым номером *** в приведенных перечнях отсутствует.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость объекта не затрагивает права ООО «Диамикс» как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организации, доказательств обратного суду не представлено.

Доводы административного иска с учетом уточнения его основания о том, что несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости объекта недвижимости создает препятствия в реализации ООО «Диамикс» права на отчуждение данного объекта недвижимости физическому лицу, поскольку налоговые выплаты на данное недвижимое имущество, принадлежащее физическому лицу, в силу закона подлежат исчислению из  кадастровой стоимости, суд  не может признать обоснованными, так как в данном случае затрагиваются права и законные интересы не административного истца – продавца, а физического лица – покупателя, который вправе самостоятельно обратиться в суд с иском о защите нарушенного права, в том числе и о пересмотре кадастровой стоимости приобретенного объекта недвижимости.

Кроме того, административный истец с учетом технического состояния объекта недвижимости на настоящее время (его разрушение и износ в размере 100% согласно отчету № 63/19 об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства от 27 мая 2019 года, выполненного ООО «Центр судебной экспертизы»),  не лишен права  решить во внесудебном порядке вопрос об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости путем внесения изменений в сведения ЕГРН  о технических характеристиках данного объекта недвижимости, в том числе в сведения о площади данного объекта на сегодняшний день.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что у ООО «Диамикс» отсутствует нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.

Само по себе несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости основанием для удовлетворения административного иска не является.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче настоящего административного искового заявления подлежала  уплате государственная пошлина в размере 2000 руб.

Административным истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере 6000 руб., то есть 4000 руб. оплачены излишне, поэтому указанная сумма подлежит возвращению административному истцу в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Диамикс» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Агентству государственного имущества Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости   объекта недвижимости – нежилого здания, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Диамикс» излишне оплаченную государственную пошлину в размере 4000 руб. по платежному поручению от 4 октября 2019 года № 3199.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                         О.Е.Кинчарова