Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 03.12.2019, опубликован на сайте 19.12.2019 под номером 85296, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                        Дело № 33-4907/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    3 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3561/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2019 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах    Баяновой Евгении Геннадьевны   -  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Баяновой Евгении Геннадьевны лекарственным препаратом «И***» (I***  g***) по рецепту от 11.05.2019   серии *** №***, а также изделиями медицинского назначения: и*** о*** для ш***-р***  ***-***  мм №*** по рецептам  от 06.07.2018 серии *** №***, от 30.08.2018 серии *** №*** от 11.10.2018 серии *** №***, от 07.02.2019 серии *** №***, от 07.03.2019 серии *** №***, от 08.04.2019 серии *** №***,  от 11.05.2019 серии *** №***, от 05.06.2019 серии *** №***.

Обязать Министерство здравоохранения  Ульяновской области обеспечить   Баянову  Евгению Геннадьевну, *** года рождения, лекарственным препаратом «И***» (I***  g***) по рецепту от 11.05.2019   серии *** №***, а также изделиями медицинского назначения: и*** о*** д*** ш***-р***  *** ***  мм №*** по рецептам  от 06.07.2018 серии *** №***, от 30.08.2018  серии *** №***, от 11.10.2018 серии *** №***, от 07.02.2019 серии *** №***, от 07.03.2019 серии *** №***, от 08.04.2019 серии *** №***,  от 11.05.2019 серии *** №***, от 05.06.2019 серии *** №***.

Решение  подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор  Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Баяновой Е.Г.  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, лекарственным препаратом. В обоснование иска  указал, что Баянова Е.Г.,  *** года рождения,   является и*** в*** группы. По медицинским показаниям  Баянова Е.Г. нуждается в приеме и*** (I***  g***), на который  ей был выписан   рецепт  от 11.05.2019, а также в медицинских изделиях - и*** о*** д*** ш***р*** *** ***  мм №*** на получение которых ей были выписаны рецепты: 06.07.2018, 30.08.2018, 11.10.2018, 07.02.2019, 07.03.2019, 08.04.2019,  11.05.2019, 05.06.2019. Однако, данным лекарственным препаратом и медицинскими изделиями Баянова Е.Г. не обеспечена. Просил в судебном порядке признать незаконным  бездействие   Министерства  здравоохранения    Ульяновской области  по необеспечению  Баяновой Е.Г.  указанным  лекарственным  препаратом  и медицинскими изделиями, обязать ответчика обеспечить истца лекарственным  препаратом  и медицинским изделиями по вышеуказанным рецептам; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника № 4» и, рассмотрев исковые требования по существу принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.  Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы, необеспечение Баяновой Е.Г. медицинскими изделиями – и*** и*** по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям государственного контракта.  Обращает внимание на то, что рецепты на медицинские изделия действительны в течение одного месяца со дня выписки, по истечении которого такие рецепты не могут быть обеспечены. Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Полагает, что медицинские показания могут измениться, и Баянова Е.Г. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Просит учесть, что по рецептам 2018 года Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение Баяновой Е.Г. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в связи с завершением данного финансового года.

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Баянова Е.Г., *** года рождения, является и*** в*** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: с*** д*** п*** т***, н*** и***.

В связи с имеющимся заболеванием Баянова Е.Г. нуждается в *** и*** и изделиях медицинского назначения – и*** о*** д*** ш***-р***, на которые ей лечащим врачом в 2018-2019 годах были выписаны льготные рецепты.

Однако указанным лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по названным выше рецептам истец обеспечена не была.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Баяновой Е.Г. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К числу льготной категории граждан данным постановлением отнесены инвалиды второй группы, а также лица, страдающие таким заболеванием как «диабет».

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Баяновой Е.Г бесплатно на период лечения лекарственным препаратом и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и медицинских изделиях.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Баянову Е.Г. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о том, что в части обеспечения истца лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по рецептам 2018 года Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П утверждено действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, вступившим в силу с 01.01.2019, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48).

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Баянова Е.Г.

Довод ответчика о том, что в 2018 году Министерством был заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Баяновой Е.Г. в спорных лекарственных препаратах и медицинских изделиях носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Баянову Е.Г. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи