Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 03.12.2019, опубликован на сайте 19.12.2019 под номером 85256, 2-я гражданская, об обеспечении ТСР, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                      Дело № 33-4911/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 3 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3058/19 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 августа 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах Самойлова Андрея Вячеславовича действующего в интересах несовершеннолетнего С*** А*** А***, удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить несовершеннолетнего С*** А*** А***, ***.рождения, техническими средствами реабилитации –  о*** о*** с*** б*** у*** п*** в к*** *** п***, о*** о*** с*** *** у*** п*** в к*** *** п***, с*** и*** п*** р*** и***.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения представителя ГУ-УРО ФСС РФ Савичевой Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска в интересах  Самойлова Андрея Вячеславовича, действующего в интересах несовершеннолетнего С*** А*** А***, обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ УРО ФСС РФ, Управление) об обязании обеспечить несовершеннолетнего техническими средствами реабилитации (далее ТСР) согласно его индивидуальной программе реабилитации (далее – ИПР),

Требования обосновал тем, что прокурорской проверкой по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов выявлено, что права р***-и*** С*** А.А., *** года рождения, на предоставление мер государственной социальной поддержки нарушены. Установлено, что С*** А.А., *** года рождения, является р***-и***. Ему оформлена ИПР, согласно которой он подлежит обеспечению в том числе, о*** о*** с*** б*** у*** п*** в к*** *** п*** и о*** о*** с*** с у*** п*** в к*** *** п***. Однако данным ТСР он до настоящего времени не обеспечен, что повлекло нарушение прав ребенка-инвалида.

Просил обеспечить несовершеннолетнего С*** А.А. следующими ТСР: о*** о*** с*** б*** у*** п*** в к*** *** п*** и о*** о*** с*** с ут*** п*** в к*** *** п***.

Определением суда к участию в деле в качестве представителя несовершеннолетнего С*** А.А. был привлечён Самойлов А.В.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. 

В обоснование жалобы указывает, что Управление не уклоняется от обязательств обеспечить р***-и*** С*** А.А. необходимыми ему ТСР, поскольку ему были выданы направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации от 30.05.2019 – о*** о*** с*** б*** у*** п*** (*** п***) (*** шт.) *** о*** о*** с*** н*** у*** п*** (*** п***) (*** ш***.), которые были получены законным представителем несовершеннолетнего Самойловым А.В. Дополняет, что согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.12.2018 №85 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, п*** и п***-о*** и*** д*** и*** з***», срок пользования ТСР, указанных в исковом заявлении, составляет 3 месяца. Отмечает, что 19.08.2019 представители ГУ УРО ФСС РФ уточняли у поставщика ООО «Радуга» относительно обеспечения С*** А.А. спорными ТСР, и из устного разговора с последним Управлению стало известно, что мерки для изготовления ортопедической обуви сняты, изготавливаются. Считает ошибочным вывод суда о том, что после выдачи направления на получение и*** или его законным представителем ТСР, отношения между данными сторонами не заканчиваются.

Дело рассмотрено в отсутствие  законного представителя несовершеннолетнего С*** А.А. – Самойлова А.В., надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетний С*** А*** А***, *** года рождения, является р***-и***.

8 декабря 2018 года ему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида №***, согласно которой он подлежит обеспечению, в том числе  о*** о*** с*** б*** у*** п*** в к*** *** п*** и о*** о*** с*** *** у*** п*** в к*** *** п***. Срок реабилитационных мероприятий установлен с 8 декабря 2018 года по 29 января 2035 года.

21 февраля 2019 года законный представитель р***-и*** обратился с письменным заявлением об обеспечении данными средствами реабилитации к ответчику.

На момент рассмотрения дела *** указанными ТСР не обеспечен.

Разрешая спор и принимая решение об  удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, заявленных в интересах несовершеннолетнего С*** А.А. о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у ответчика возникла обязанность по осуществлению действий, обеспечивающих реализацию права р***-и*** на получение средств технической реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда как основанными на материалах дела и нормах законодательства, регулирующих данные правоотношения.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ).

Как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ, медицинская реабилитация, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 181-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11).

Во исполнение вышеприведенных законоположений, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден Федеральный перечень (далее - Перечень) реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, С*** А.А. как р***-и***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации  от   8 декабря 2018 года  №*** предусмотрено предоставление т*** с*** р***: о*** о*** с*** с у*** п*** в к*** *** п***, о*** о*** с*** б*** у*** п*** в к*** *** п***.

Указанные технические средства реабилитации, включены в Федеральный перечень и предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Однако р***-и***, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, необходимыми для его восстановления техническими средствами реабилитации обеспечен не был.

Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка факту нарушения Фондом предусмотренных законодательством сроков предоставления государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации. Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила), установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства или изделия (п. п. 2, 4).

В силу пункта 5 Правил и пункта 15 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного приказом Минтруда России от 23.09.2014 № 657н, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан в течение 15 дней с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации в письменной форме уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением выслать (выдать) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с 09.02.2018 (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Вместе с тем, р***-и*** на момент вынесения решения судом первой инстанции не был обеспечен необходимыми средствами реабилитации свыше 6 месяцев, что превышает предельный срок, установленный законом.

Таким образом, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.

Доводы жалобы ответчика о выдаче законному представителю С*** А.А. в настоящее время направлений на получение о*** о***, не являются основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку законность последнего проверяется судебной коллегией на момент принятия решения судом первой инстанции, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы  не имеется.

Суд первой инстанции правомерно отнесся критически к доводу ответчика о том, что после выдачи и*** соответствующего направления на получение ТСР обязательства Фонда по обеспечению ТСР заканчиваются, указав, что такая обязанность Фонда может быть окончена только после фактического получения инвалидом необходимо средства ТСР ввиду того, что по выданному направлению инвалид реально может не получить необходимое ТСР у поставщика, а отношения с поставщиками средств реабилитации возникают именно у Фонда, а не у инвалида.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: