Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 16.12.2019 под номером 85254, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                      Дело № 33-4722/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              26 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3370/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2019 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Кривова Владимира Константиновича о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  Кривова Владимира Константиновича лекарственными препаратами A*** a*** таблетки *** мг № *** в количестве по *** упаковке по выписанным рецептам от 07.05.2019, 18.06.2019, A*** к*** *** мл № *** в количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 05.04.2019.

Обратить решение к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., мнение прокурора Анастасина О.А., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Кривова В.К. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Кривова В.К. о нарушении его прав на предоставление ему льготного обеспечения лекарственными средствами.       

В ходе проверки установлено, что Кривов В.К., *** года рождения, являясь и*** *** группы, состоит на диспансерном наблюдении в ГУЗ «Городская больница №3»  с диагнозом: с*** д***. 07.05.2019, 18.06.2019 Кривову В.К. были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата A*** a*** таблетки *** мг № *** в количестве по *** упаковке. 05.04.2019 Кривову В.К. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата A*** к*** *** мл № *** в количестве *** упаковки. 18.06.2019 Кривову В.К. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата I*** g*** ***/мл/***мл №*** в количестве *** упаковки. При этом согласно отчету АО «УльяновскФармация» о получении лекарственных средств  Кривов В.К. названными выше лекарственными препаратами по рецептам не обеспечен. Таким образом, права Кривова В.К. на льготное получение лекарственных препаратов нарушены.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  Кривова В.К. лекарственными препаратами A*** a*** т*** *** *** № *** в количестве по *** упаковке по выписанным рецептам от 07.05.2019, 18.06.2019, A*** к*** *** *** № *** в количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 05.04.2019, I*** g*** (и*** г***)*** ***/мл/***мл № *** в количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 18.06.2019.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №3».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.  Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что обеспечение  лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться, в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Поясняет, что действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий). Обращает внимание на то, что рецепты действительны в течение 30 дней со дня оформления, и тем самым Министерство не имеет возможности выдать лекарственный препарат вследствие истечения срока годности рецептов. Кроме того, дополняет, что медицинские показания могут измениться, и Кривов В.К. возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Просит учесть, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Также указывает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Вместе с тем добавляет, что не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восполнения по решению суда недостающего пациенту количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в соответствии с рекомендациями. При этом указывает, что лечащему врачу запрещено оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний.

 

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, представителей третьих лиц ОА «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №3», истца Кривова  В.К., извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кривов В.К., *** года рождения, является и*** *** группы, состоит на диспансерном наблюдении в ГУЗ Городская больница №3 у врача эндокринолога с диагнозом: с%*** д*** *** т***. Ц*** у*** HbAIC!% до 70%. Д*** п*** р*** о*** г***. Д*** с*** п*** п***. Д*** с*** п*** п***. Д*** м***: а*** а***, ***, с*** а*** н*** к***. А*** г*** *** ст., р*** ***. ***. С*** н*** *** ***.,  имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, нуждается в приеме лекарственных препаратов A*** a*** (а*** к***), A*** (а***), I*** g*** (и*** г***).

7 мая, 18 июня 2019 года  лечащим врачом пациенту были выписаны рецепты на получение лекарственного средства A*** a*** таблетки *** мг №*** в количестве по *** упаковке. 5 апреля 2019 года выписан рецепт на получение лекарственного средства A*** к*** *** мл №*** в количестве *** упаковки.

18 июня 2019 года Кривову В.К. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата I*** g*** *** ***\мл\ *** мл №*** в количестве *** упаковки, которым истец был обеспечен.

Другими лекарственными препаратами по указанным выше рецептам истец обеспечен не был.

Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорные лекарственные препараты включены в соответствующий Перечень  лекарственных препаратов на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №2738-р.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Истец в установленном порядке получил рецепты, по которым  в установленный срок не смог получить лекарственные препараты.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушенное право Кривова В.К. на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами подлежит защите и восстановлению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25\565-П, вступившим в силу с 01.01.2019 Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п.1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (п.20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами  и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (п.21); организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих  право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.48).

Из приведенных положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности  по надлежащей реализации  мероприятий, направленных на обеспечение  лекарственными препаратами  определенных групп населения, к числу которых относится Кривов  В.К.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Кривов В.К. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие лекарственных препаратов в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Кривова В.К. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи