Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконым бездействия, защитное сооружение гражданской обороны
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 13.12.2019 под номером 85194, 2-я гражданская, о признании бездействие межрегионального территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом не законным, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Николаева Н.Д.                                                   Дело № 33а-4784/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                         26 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2а-2686/19 по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 августа 2019 года, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в части непринятия должных мер, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение защитного сооружения гражданской обороны: №113-73, расположенного по адресу: ***, в мирное время в состоянии постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище) №113-73, расположенное по адресу: ***, в реестр объектов федеральной собственности.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области привести защитное сооружение гражданской обороны №113-73, расположенное по адресу: ***, в соответствие с требованиями действующего законодательства путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575, а именно: устранить нарушения герметизации и гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны, исправить техническое состояние инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны, провести плановое техническое обслуживание и ремонт специального оборудования: установить и отремонтировать вентиляционные установки, пускатели к вентиляторам, воздуховоды, герметические клапаны, дизельную электростанцию, восстановить электроснабжение, восстановить противовзрывные устройства и фильтры ячейковые (ячеистые). Устранить на инженерно-техническом и специальном оборудовании следы глубокого ржавления (коррозии) либо заменить их на новые; отремонтировать и законсервировать дизельную электростанцию, укомплектовать помещение дизельной электростанции ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком; опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей; окрасить: в белый цвет - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый цвет - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; в зеленый цвет - водопроводные трубы, баки запаса воды; в серый цвет – защитно-герметичные двери, герметичные двери, ставни, ворота; устранить загромождение путей движения, входов в защитное сооружение гражданской обороны и аварийных выходов, а также убрать имеющийся перед входами и выходами в убежище со стороны лестниц бытовой и строительный мусор, оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями, водоразборными кранами, установить люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей; установить в дверь в помещение электрощитовой самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения; провести текущий (перекрытия, перегородки, лестницы) и капитальный (лестницы) ремонт строительных конструкций, устранить видимость на железобетонных перекрытиях металлических арматур, восстановить отслоившийся бетон и отделку на стенах, устранив имеющиеся отверстия в стенах глубиной в 2 см, устранить имеющиеся на лестничных маршах сквозные отверстия; провести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, обеспечить наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых, восстановить линии средств связи и оповещения, обеспечить обозначения защитного сооружения и маршрутов движения, укрываемых к ним, указать порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, устранить в помещениях защитных сооружений повышенную влажность, провести окраску стен, потолков и элементов инженерных систем внутри убежища, в том числе стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер, восстановить либо заменить аварийный дизельный генератор, вытяжную и очистительную систему вентиляции, провести в помещениях защитного сооружения капитальный и косметический ремонт.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области Исхаковой Э.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, старшего прокурора прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., помощника прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Коломийца В.О., представителя Агентства государственного имущества Ульяновской области Стерлядевой Е.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности включить защитное сооружение в реестр объектов федеральной собственности, привести сооружение в соответствие с требованиями законодательства.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности по г.Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории Заволжского района г.Ульяновска, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства.

Установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: *** (инвентарный №113-73), находится в федеральной собственности, при этом оно не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Российской Федерации и субъекта Российской Федерации не значится, балансодержатель отсутствует.

По результатам проверки убежища установлены грубейшие нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575.

Помещения указанного убежища не соответствуют требованиям постоянной готовности к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов.

В настоящее время указанное защитное сооружение гражданской обороны не может быть использовано по назначению и требует капитального ремонта.

Обязанность по сохранению объектов в состоянии готовности к использованию в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время лежит на Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, как органе, исполняющем полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ульяновской области федерального имущества.

Прокурор просил признать бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в части непринятия должных мер, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение защитного сооружения гражданской обороны: №113-73 по адресу: ***, в мирное время в состоянии постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации незаконным; обязать административного ответчика включить указанное защитное сооружение гражданской обороны в реестр объектов федеральной собственности и обязать административного ответчика привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Ульяновска, Агентство государственного имущества Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ГУ МЧС России по Ульяновской области, ЗАО Ульяновское монтажное управление «Волгосантехмантаж», Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска», ООО «Река-Фарм».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Российской Федерации на территории Ульяновской области. Спорный объект не передавался Ульяновской областью в собственность Российской Федерации в установленном законом порядке.

Согласно Указу Президента РФ от 29.12.1991 №341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» отчуждение (передача) имущества гражданской обороны федеральной формы собственности возможно только по решениям Правительства РФ.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не устанавливает, что защитные сооружения относятся исключительно к федеральной собственности.

В возражениях на апелляционную жалобу Агентство государственного имущества по Ульяновской области просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции явились представители административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица Агентства государственного имущества Ульяновской области. Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дело извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия в соответствии со ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.2, п.3 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Судом допущены такие нарушения при принятии решения по требованиям прокурора о возложении на административного ответчика обязанности по проведению в защитном сооружении гражданской обороны ремонтных работ капитального характера и оснащении объекта инженерно-техническим и специальным оборудованием.

Согласно п.1, п.5 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Согласно п.2, п.8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

По делу установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска совместно с отделом надзорной деятельности по г.Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области, выявлено ненадлежащее состояние объекта гражданской обороны – убежища, инвентарный №113-73, 1983 года постройки, расположенного по адресу: ***. ЗС ГО не готово для использования по назначению и нуждается в капитальном ремонте всех элементов конструкций и инженерно-технического и специального оборудования.

Данное защитное сооружение не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре федеральной собственности или субъекта Российской Федерации не значится, балансодержатель отсутствует.

По результатам проверки убежища выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575.

Комиссией по инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории муниципального образования «город Ульяновск» была проведена проверка наличия и оценка готовности к использованию ЗС ГО №113-73 по адресу: ***.

По результатам осмотра убежища Комиссией составлен акт инвентаризации от 02.08.2018, утвержденный Главой города Ульяновска 07.09.2018, которым установлено, что названный объект является бесхозяйным, представляет собой отдельно стоящее ЗС ГО. К использованию по назначению убежище не готово.

Комиссия пришла к выводу о нецелесообразности использования объекта в качестве защитного сооружения, необходимости снять ЗС ГО с учета, в связи с отсутствием в нем потребности на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Помещение не отвечает требованиям о постоянной готовности к переводу в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Не обеспечена сохранность и техническая готовность конструкций и оборудования защитного сооружения. По данному объекту длительное время не осуществлялись мероприятия, направленные на надлежащее его содержание.

Поскольку по делу установлено, что спорный объект ЗС ГО не передавался в  государственную собственность субъекта РФ или собственность муниципального образования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нахождении ЗС ГО в федеральной собственности, в связи с чем возложил на административного ответчика обязанность по включению объекта в реестр федеральной собственности.

Установив, что названный объект гражданской обороны длительное время не содержится в надлежащем состоянии в нарушение требований, установленных Федеральным законом «О гражданской обороне», Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика в связи с непринятием необходимых мер по содержанию в надлежащем техническом состоянии защитного сооружения гражданской обороны.

Довод Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что надлежащим ответчиком по делу является орган исполнительной власти субъекта РФ - Ульяновской области, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку, как указано выше, доказательств передачи объекта из федеральной собственности в собственность Ульяновской области материалы дела не содержат.

Относительно требований прокурора о возложении обязанности привести ЗС ГО в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575, путем проведения на объекте большого объема ремонтных работ капитального характера, оснащением инженерно-техническим и специальным оборудованием, средствами связи, оповещения, вентиляционными установками, электроснабжением, теплоснабжением и т.д., судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая во внимание то, что убежище длительное время не использовалось по назначению, его техническое состояние на предмет соответствия Строительным нормам и правилам в части прочности и безопасности несущих и других конструкций объекта не исследовалось, по заключению Комиссии по инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории муниципального образования «город Ульяновск» восстановление убежища экономически не целесообразно, в отсутствие доказательств, свидетельствующих об обратном оснований для удовлетворения административного иска в части возложения на административного ответчика обязанности по проведению капитального ремонта защитного сооружения и его оборудования системами жизнеобеспечения у суда не имелось.

Принятое по делу решение в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В остальной части решение суда является правильным, основано на надлежащем применении и толковании норм права и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 августа 2019 года отменить в части удовлетворения требований прокурора Заволжского района города Ульяновска к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Заволжского района города Ульяновска в части требований о возложении на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обязанности по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: