Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении инвалида техническим средством реабилитации
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 12.12.2019 под номером 85099, 2-я гражданская, об обеспечении опорой об обеспечении опорой, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                        Дело № 33-4798/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    26 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3487/2019 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 августа 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Хорошиловой Чулпан Рустемовны, действующей в интересах несовершеннолетней Х*** Э*** Р***, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить несовершеннолетнюю Х*** Э*** Р***, *** д*** *** года рождения, следующими техническими средствами реабилитации: о*** о*** с*** б*** у*** п*** в к*** *** п***, о*** о*** с*** с у*** п*** в количестве *** п***, о*** д*** с*** д*** д***и*** *** шт., к*** п*** ф*** *** шт., согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Хорошиловой Чулпан Рустемовны денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 132 654 руб. 81 коп.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – Стенькиной А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах  Хорошиловой Ч.Р., действующей в интересах несовершеннолетней Х*** Э*** Р***, *** года рождения, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ) об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации.            В обоснование иска указал, что в ходе проведения  проверки установлено, что Х*** Э.Р., *** года рождения, является р***-и***. Ей оформлена индивидуальная программа реабилитации (далее – также ИПР) и***, согласно которой она подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации (далее – также ТСР). Однако данными средствами технической реабилитации несовершеннолетняя до настоящего времени не обеспечена.  В декабре 2018 года законный представитель несовершеннолетней – Хорошилова Ч.Р. подала заявление и документы на выплату ей компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, однако компенсация не произведена. Данные действия повлекли нарушение прав р***-и***, тогда как и*** относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь и необходимые средства реабилитации надлежащего качества в соответствии с рекомендациями врачей. Ущемление их социальных прав является недопустимым. С 1 января 2019 года полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации переданы ГУ-УРО ФСС РФ. Просил обязать ответчика обеспечить несовершеннолетнюю техническими средствами реабилитации согласно ИПР, а именно: о*** о*** с*** с у*** п*** - *** п***, о*** о*** с*** б*** у*** п*** - *** п***, о*** д*** с*** д*** д***-и*** – *** шт.,  *** п*** ф*** – *** шт., п*** (п***) д*** с*** у*** – *** шт., п*** (п***) д*** с*** п*** – *** шт., т*** н*** в*** н*** – *** шт., а*** н*** н*** к*** и т*** – *** шт., т*** ***-х***, р*** п*** в***, с у*** п*** – *** шт., а также выплатить компенсацию в размере стоимости самостоятельно приобретенных ТСР: т*** н*** в*** н*** *** шт., а*** на н*** к*** и т*** *** шт. в общей сумме 141 400 руб.

Суд привлек к участию в качестве законного представителя несовершеннолетней Х*** Э*** Р*** - Хорошилову Чулпан Рустемовну, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора индивидуального предпринимателя Кочеткову М.А., областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 августа 2019 года производство по делу в части требований о возложении на ответчика обязанности по обеспечению несовершеннолетней такими ТСР, как: к*** п*** ф***, п*** д*** с*** у***, п*** д*** с*** п***, т*** ***-х***, р*** п*** в***, с у*** п*** прекращено в связи с отказом законного представителя несовершеннолетней от данной части иска. 

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит его отменить, принять по делу новое судебное решение. В обоснование жалобы указывает, что законному представителю ребенка-инвалида было отказано в возмещении расходов за самостоятельно приобретенные ТСР по причине отсутствия кассового чека продавца – ИП Кочетковой М.А. Полагает, что в силу действующего законодательства при отсутствии кассового чека товарный чек не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт расчета между продавцом – ИП Кочетковой М.А. и покупателем – Хорошиловой Ч.Р. Обращает внимание, что одним из дополнительных видов деятельности ИП Кочетковой М.А. является торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, в специализированных магазинах, и торговля розничная ортопедическими изделиями в специализированных магазинах. В ходе судебного разбирательства установлено, что торговля ортопедическими изделиями осуществлялась ИП Кочетковой М.А. не в специализированном магазине, а имела разносной характер. В материалах дела отсутствуют гарантийные талоны ТСР, паспорта на них и отметки в последних о продаже. Суд необоснованно не учел, что ранее ИП Кочеткова М.А. была привлечена налоговым органом к административной ответственности за неиспользование контрольно-кассовой техники в торговой деятельности. Полагает, что при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР суд неправомерно исходил из стоимости ТСР по государственным контрактам, представленным ОГКУСО «ЦСА для лиц БОМЖ в г.Ульяновске» от 2018 года. Ссылаясь на п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н, настаивает на том, что в рассматриваемом случае стоимость ТСР для выплаты компенсации должна определяться по результатам последней по времени осуществления закупки ТСР, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведенной уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Приволжского федерального округа, а именно: стоимость а*** н*** н*** к*** и т*** по государственному контракту ГУ-РО ФСС по Республике Чувашии от 28 ноября 2018 года; стоимость т*** н*** в*** н*** – по государственному контракту ГУ-РО ФСС по Республике Мордовия от 19 сентября 2018 года. В таком случае размер компенсации составит 109 534 руб. Обращает внимание, что 26 августа 2019 года несовершеннолетней Х*** Э.Р. была выдана о*** о*** с*** н*** у*** п*** (*** п***) и о*** о*** с*** б*** у*** п*** (*** п***). Также несовершеннолетняя была обеспечена к*** п*** ф***, а о*** д*** с*** будет обеспечена по государственному контракту от 19 августа 2019 года.

В возражениях на жалобу законный представитель р***-и*** Хорошилова Ч.Р. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя несовершеннолетней, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя Х*** Э*** Р***, *** *** *** года рождения, является р***-и***.

24 апреля 2014 года несовершеннолетней оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № ***, согласно которой она подлежит обеспечению в том числе следующими техническими средствами реабилитации: о*** о*** с*** с ут*** п*** - *** п***, о*** о*** с*** б*** у*** п*** - *** п***, о*** д*** с*** д*** д***-и*** – *** шт.,  к*** п*** ф*** – *** шт., т*** н*** в*** н*** - *** шт., а*** н*** н*** к*** и т*** – *** шт.

Срок реабилитационных мероприятий установлен до достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет.

19 декабря 2018 года законный представитель р***-и*** обратилась в уполномоченный на тот момент орган – Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске с письменным заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (т*** н*** в*** н*** - *** шт., а*** н*** н*** к*** и т*** – *** шт.), к которому приложила товарные чеки о приобретении названных ТСР.

28 февраля 2019 года законный представитель р***-и*** обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении остальными средствами реабилитации.

На момент рассмотрения дела ребенок-инвалид указанными ТСР не обеспечен и компенсация его законному представителю не выплачена.

Полагая права р***-и*** нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, корсет, тутор, аппарат на суставы относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения р***-и*** не был обеспечен такими средствами реабилитации, как: о*** о*** с*** *** у*** п*** в к*** 2!% п***, о*** о*** с*** с у*** п*** в к*** *** п***, о*** д*** с*** д*** д***-и*** *** шт., к*** п*** ф*** *** шт., суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению несовершеннолетней данными средствами реабилитации.

Выдача и*** направления на получение ТСР не свидетельствует о фактическом обеспечении средством реабилитации. Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм закона.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу законного представителя несовершеннолетнего р***-и*** денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации по ценам государственных контрактов, исполненных  Центром обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске к моменту подачи законным представителем заявления (по состоянию на 19 декабря 2018 года).

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н (далее – Приказ № 57н), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что  компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (***), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Приказа №57н).

Поскольку ТСР законным представителем р***и*** были приобретены в 2018 году, тогда же в 2018 году (19 декабря 2018 года) законный представитель обратилась с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в уполномоченный орган - Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске, и данный орган имел исполненные государственные контракты на закупку ТСР, суд первой инстанции верно определил размер компенсации, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы законного представителя за самостоятельно приобретенные ТСР не подтверждены надлежащими документами, а именно кассовым чеком, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения.

Из приведенных выше положений закона следует, что расходы на приобретение ТСР должны быть подтверждены инвалидом документально, и в рассматриваемом случае таким документом является товарный чек.

Сам факт нуждаемости р***-и*** в приобретенных законным представителем ТСР и их приобретения ответчиком не оспаривается.

Отсутствие кассового чека, как и нарушение продавцом – ИП Кочетковой М.А. порядка использования контрольно-кассовой техники не может быть поставлено в вину стороне истца, и являться поводом для отказа в выплате спорной компенсации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи