Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 12.12.2019 под номером 85098, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                        Дело № 33-4792/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    26 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3322/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2019 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней Е*** К*** В*** удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Е*** К*** В*** бесплатно лекарственными препаратами:

- A*** u*** ****** *** мл в количестве по *** упаковке по рецептам от 15.03.2019, 24.04.2019, 21.05.2019, 18.06.2019;

- M*** ***мг/мл *** мл №*** в количестве по *** упаковке по рецепту от 24.04.2019;

- A*** f*** *** мг № *** в количестве по *** упаковке по рецептам от 15.03.2019, 24.04.2019, 21.05.2019, 18.06.2019;

- E*** *** мг № *** в количестве по *** упаковке по рецептам от 15.08.2018, 10.09.2018, 19.10.2018, 15.01.2019, 08.02.2019, 18.06.2019, 21.05.2019;

- E*** *** мг № *** в количестве по *** упаковке по рецептам от 18.03.2019, 24.04.2019

В удовлетворении требований об обеспечении препаратом M*** по рецепту от 18.06.2019 отказать в связи с добровольным удовлетворением исковых требований.

Решение в части обеспечения лекарственными препаратами подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней Е*** К.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами.      В обоснование иска указал, что несовершеннолетняя Е*** К.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете в государственном учреждении здравоохранения ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» (далее – ГУЗ ДГКБ г. Ульяновска) с диагнозом «ю*** х*** а***, п***, с***, а*** *** р*** к т***» и нуждается в приеме лекарственных препаратов A*** u***, M***, A*** f***, E*** На данные лекарственные препараты несовершеннолетней лечащим врачом были выписаны льготные рецепты, которые ответчиком не обеспечены. Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Е*** К.В. лекарственными препаратами: A*** u*** по выписанным рецептам от 15.03.2019, 24.04.2019, 21.05.2019, 18.06.2019; M*** – по рецептам от 24.04.2019, 18.06.2019; A*** f*** - по рецептам от 15.03.2019, 24.04.2019, 21.05.2019, 18.06.2019; E*** - по рецептам от 15.08.2018, 10.09.2018, 19.10.2018, 15.01.2019, 08.02.2019, 18.03.2019, 24.04.2019, 18.06.2019, 21.05.2019, обратив решение к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «УльяновскФармация», государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска», в качестве законного представителя Егорову Т.Ф. и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. По мнению автора жалобы, необеспечение Е*** К.В. лекарственным препаратом E*** по рецептам 2018 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям государственного контракта. Обращает внимание, что рецепты имеют срок годности, по истечении которого обеспечение лекарственным препаратом невозможно. Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, медицинские показания могут измениться, и Е*** К.В., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Просит учесть, что Министерство не имеет возможности обеспечить Е*** К.В. лекарственными препаратами по рецептам 2018 года в связи с завершением финансового года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя Е*** К.В., *** года рождения, является р***-и***, наблюдается в ГУЗ ДГКБ г. Ульяновска с диагнозом: «ю*** х*** а***, п***, с***, а*** *** р*** к т***».

Несовершеннолетней Е*** К.В. лечащим врачом были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты: A*** u*** - 15.03.2019, 24.04.2019, 21.05.2019, 18.06.2019; M*** - 24.04.2019, 18.06.2019; A*** f*** - 15.03.2019, 24.04.2019, 21.05.2019, 18.06.2019; Etanercept - 15.08.2018, 10.09.2018, 19.10.2018, 15.01.2019, 08.02.2019, 18.03.2019, 24.04.2019, 18.06.2019, 21.05.2019.

Однако Е*** К.В. указанными лекарственными препаратами по названным льготным рецептам обеспечена не была в связи с их отсутствием в аптечной сети (за исключением лекарственного препарата M*** по рецепту от 18.06.2019).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Е*** К.В. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми  лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Необходимые истцу лекарственные препараты включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р, а ранее были включены в аналогичный Перечень на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К числу льготной категории граждан данным постановлением отнесены дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Егоровой К.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными  препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в части обеспечения истца лекарственными препаратами по рецептам 2018 года Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П утверждено действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, вступившим в силу с 01.01.2019, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48).

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Егорова К.В.

Довод ответчика о том, что в 2018 году Министерством был заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Егоровой К.В. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить *** К.В. лекарственными препаратами по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственными препаратами должно осуществляться только на основании рецептов лечащего врача, не могут быть приняты во внимание, так как оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи