Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной страховой пенсии
Документ от 19.11.2019, опубликован на сайте 09.12.2019 под номером 85036, 2-я гражданская, о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                     Дело № 33-4735/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  19 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2837/19 по апелляционной жалобе представителя Копытцевой Веры Владимировны – Щеглова Дмитрия Владимировича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Копытцевой Веры Владимировны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей включить Копытцевой Вере Владимировне в специальный страховой стаж период работы в должности воспитателя в С*** д*** я*** № *** д*** т*** д*** с 22.08.1986 по 04.12.1995.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) в пользу Копытцевой Веры Владимировны судебные расходы в сумме 3000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Копытцевой В.В. – Щеглова Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения – Управления  Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области Пронько Н.Н., высказавшей возражения по доводам жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Копытцева В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж и назначить трудовую пенсию по старости, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указала, что 25.04.2019 она обратилась в ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием специального трудового стажа. Решением комиссии ответчика от 15.05.2019 № *** ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. При этом период работы с 22.08.1986 по 04.12.1995 в должности воспитателя в С*** д*** я*** № *** *** т*** д*** не был засчитан в специальный стаж, с чем она не согласна. Просила признать решение пенсионного органа от 15.05.2019 незаконным, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж период ее работы с 22.08.1986 по 04.12.1995; назначить досрочную страховую пенсию по старости; взыскать судебные расходы.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Копытцевой В.В. – Щеглов Д.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что в спорный период истец фактически выполняла функции и медицинского работника, в связи с чем данный период работы относится к работе с вредными условиями труда. При этом в обоснование жалобы ссылается на соответствующие Списки профессий и должностей, Правила исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет как педагогическим работникам, так и работникам учреждений здравоохранения, утвержденные постановлениями Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, от 06.09.1991 № 463 и № 464, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 и № 1067. Настаивает на том, что условия труда истца в спорный период являлись вредными, в связи с чем Копытцева В.В. имеет право на назначение досрочной страховой пенсии.

В возражениях на жалобу ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска (межрайонное) просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Копытцевой В.В., извещенной о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.04.2019 Копытцева В.В., *** года рождения, обратилась в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска № *** от 14.05.2019, которое Копытцева В.В. просила признать незаконным, ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ; рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Этим же решением пенсионного органа страховой стаж Копытцевой В.В. определен продолжительностью 35 лет 2 месяца 16 дней; величина индивидуального пенсионного коэффициента – более 16,2.

Полагая решение ответчика незаконным, и настаивая на том, что в период с 22.08.1986 по 04.12.1995 работала в тяжелых условиях труда, которые подлежат зачету в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии на основании п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, Копытцева В.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя исковые требования Копытцевой В.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы истца с 22.08.1986 по 04.12.1995 в должности воспитателя в С*** я*** № *** д*** т*** д*** подлежит включению в стаж работы в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Вместе с тем, исходя из существа заявленных Копытцевой В.В. исковых требований, обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являлись: наличие оснований для включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, а не в связи с осуществлением  педагогической деятельности в учреждениях для детей, а также наличие у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, а не на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона.

Поскольку суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права к спорным отношениям сторон, решение суда в соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Разрешая исковые требования Копытцевой В.В. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).

Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Список № 2 от 22.08.1956 предусматривал, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуется младший медицинский персонал, работающий в лепрозориях, психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных), туберкулезных и инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающий больных), прозекторских и моргах (раздел XXVI. Учреждения здравоохранения, пункт 1).

Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы  Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 02.04.1976 № 81/8 разъяснено, что пенсии на льготных условиях должны назначаться по разделу XXVI. Учреждения здравоохранения - младшему медицинскому персоналу, непосредственно занятому обслуживанием больных в специальных туберкулезных и инфекционных отделениях при общих больницах, госпиталях и других медицинских учреждениях, - как младшему медицинскому персоналу, работающему в туберкулезных и инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающему больных).

Списком № 2 от 26.01.1991 № 10 предусмотрено льготное пенсионное обеспечение работников, непосредственно обслуживающих больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, в том числе среднего и младшего медицинского персонала (раздел XXIV. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, код профессии 2260000а).

В Указании Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26.04.1993 № 1-31-У разъяснено, что «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Таким образом, для включения в стаж в связи с тяжелыми условиями труда спорного периода работы истца необходимо, чтобы такая работа не только протекала в учреждении и в должности, предусмотренных соответствующими Списками, но и имело место подтверждение личного участия работника на льготной работе, наличие его непосредственного контакта с больными лицами в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Согласно записям в трудовой книжке Копытцевой В.В. 22.08.1986 она принята на должность воспитателя в С*** д*** я*** д*** т*** д***, откуда уволена 30.09.1995 на основании п. 1 ст. 33 Кодекса законов о труде Российской Федерации (в связи с ликвидацией учреждения).

Такое учреждение как «детские ясли» и должность «воспитателя» относятся к числу учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической, а не с лечебной деятельностью, тогда как Списком № 2 предусмотрено право на льготную пенсию младшего медицинского персонала, работающего в туберкулезных учреждениях, то есть в учреждениях здравоохранения.

Документы, которые бы подтверждали работу Копытцевой В.В. в спорный период в учреждении здравоохранения, предусмотренном соответствующим Списком, и выполнение должностных обязанностей по непосредственному обслуживанию больных, в материалах дела отсутствуют.

Из пояснений допрошенных в суде свидетелей следует, что в детских яслях имелась медицинская сестра.

Как указано в трудовой книжке истца, она имеет среднее образование по профессии «бухгалтер».

Представленная истцом в пенсионный орган справка Централизованной бухгалтерии при 2-й городской больнице о том, что в период работы в д*** я*** *** Копытцева В.В. полный рабочий день была занята обслуживанием тубинфицированных больных детей; ее профессия относится к Списку № 2, раздел XXIV, и дает право на пенсию на льготных условиях, не содержит номера и даты выдачи.

В качестве основания выдачи в названной справке указаны: книга приказов, ведомости о заработной плате, личная карточка, из которых невозможно сделать вывод о том, что Копытцева В.В., являясь воспитателем, выполняла должностные обязанности младшего медицинского персонала, а также о занятости истца по непосредственному обслуживанию больных детей в течение полного рабочего дня.

Из материалов дела следует, что документы по личному составу д*** я*** *** в архивы на хранение не передавались.

Оценивая критически данную справку, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в период с 04.04.1996 по 30.01.2004 Копытцева В.В. работала бухгалтером и заместителем главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии У*** *** г*** б***,  выдавшей справку.

Приведенные выше нормы закона и фактические обстоятельства дела указывают на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований Копытцевой В.В. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периода работы с 22.08.1986 по 30.09.1995 в должности воспитателя в С*** д*** я*** д*** т*** д***.

Таким образом, решение суда подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Копытцевой В.В. к ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, взыскании судебных расходов.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Копытцевой Веры Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, взыскании судебных расходов отказать. 

 

Председательствующий

 

Судьи