Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Признание незаконным бездействия
Документ от 26.11.2019, опубликован на сайте 12.12.2019 под номером 84957, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия по не оборудованию специальных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), о возложении обязанности оборудовать места установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, специальными площадками, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Мельникова О.В.                                                                   Дело № 33а-4787/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           26  ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе                 администрации МО «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 августа 2019 года по делу № 2а-2- 168/2019, по которому постановлено:

уточненное административное исковое заявление прокурора Сурского района Ульяновской области, удовлетворить.

Признать  незаконным бездействие администрации муниципального  образования «Сурский район», выразившееся в необорудовании специальных площадок для сбора твердых  коммунальных  отходов (ТКО).

Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район», в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать места установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, специальными площадками с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченными бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющими подъездной путь для автотранспорта, в соответствии с реестром «Мест (площадок) на территории Сурского района», а именно, по  следующим адресам: р***.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения прокуроров                 Сальникова А.А., Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным,   представителя   администрации  муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – Патрикеевой Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц   о  признании незаконным бездействия администрации МО «Сурский район» Ульяновской области по не оборудованию специальных площадок для сбора твердых  коммунальных  отходов (ТКО) и возложении обязанности оборудовать места установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, специальными площадками.

В обоснование  требований указал, что в феврале 2019 года прокуратурой Сурского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации МО «Сурский район» Ульяновской области, в ходе которой выявлены нарушения в рассматриваемой сфере.

В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального района установлены и продолжают устанавливаться контейнеры для складирования ТКО в рамках соглашения от 03.05.2018 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности №1)», заключенного Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «Горкомхоз».

Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства администрацией МО «Сурский район» специальные площадки не оборудованы.

В  связи с чем, 01.02.2019 прокурором Сурского района главе администрации МО «Сурский район» внесено представление с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства, оборудовать специальные площадки и установить контейнеры в соответствии с утвержденным реестром. Из представленного ответа администрации МО «Сурский район» следует, что требования прокурора района не выполнены, а  на территории района имеются 193 необорудованные площадки.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район» Ульяновской области просит об отмене решения суда.

В обоснование ссылается на п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которому вопрос участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, отнесен к вопросу местного значения городского поселения. С 1.01.2019 решением № 3/13 от 5.12.2018 Совет депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области передал полномочия органов местного самоуправления                    МО «Сурский район» органам местного самоуправления сельских поселений.

Кроме этого, из  решения суда непонятно за счет какого бюджета должно исполняться решение суда – Сурского городского поселения или  МО «Сурский район» Ульяновской области. Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов в МО «Сурский район»  Ульяновской  области  не утвержден,  так как органами местного самоуправления решения о создании мест накопления твердых коммунальных отходов не принималось. 

В заседание суда  кроме прокуроров  и представителя  МО «Сурский район» Ульяновской области,  другие лица, участвующие в деле, в не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного   заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся  участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 4 ст. 14 и пункта 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

В соответствии с частями 2-3 ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно п. 1 Устава МО «Сурский район», принятого решением  Совета депутатов Сурского  района  Ульяновской области 01.11.2006 № 38/92, Сурский район является  муниципальным  образованием, наделенным  статусом  муниципального района,  официальное  название  которого   - муниципальное  образование  «Сурский  район» Ульяновской  области.

В  соответствие  со ст. 4 Устава муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области   в состав Сурского  района  входят  следующие муниципальные  образования: Сурское  городское  поселение, в состав которого входят  следующие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями:  р.п. Сурское,  села:  Гулюшево,  Кирзять, Полянки,  Студенец, Черненово, поселок  Центральная усадьба совхоза «Сурский», село Черненово;  Астрадамовское  сельское  поселение, в состав которого входят села:  Астрадамовка, Аркаево, Большой  Кувай, Большой  Чилим, Малый Кувай,   Паркино, Помаево, Утесовка, деревни:  Алейкино, Богдановка,  Козловка, Лебедевка; Лавинское  сельское  поселение, в состав которого входят села: Лава, Белый Ключ, Красные Горы, Степановка, Элита; Никитинское   сельское  поселение, в состав которого входят села: Никитино, Александровка, Выползово, Кезьмино, Кивать, Малый Барышок, Ружеевщино, деревни:  Городец, Красная Якла;  Сарское  сельское  поселение, в состав которого входят села: Сара, Барышская  Слобода,  Елховка, Засарье, поселок  им. Гагарина; Хмелевское   сельское  поселение, в состав которого входят села: Араповка, Барашево, Ждамирово,  Зимницы,  Княжуха, Ольховка, Цыповка, Чирково, Шеевщино,  деревни:  Ащерино, Кольцовка; Чеботаевское   сельское  поселение, в состав которого входят села: Архангельское,  Атяшкино, Шатрашаны, деревни: Александрия,  Богдановка,  Колюпановка,  Неплевка, Сычевка.

Учитывая отсутствие соответствующего закона Ульяновской области, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Сурского района Ульяновской области лежит на администрации МО «Сурский район» Ульяновской области.

Согласно частям 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Удовлетворяя  административные исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что   схема  размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестр  мест  (площадок) накопления твердых коммунальных отходов  на территории  муниципального  образования   «Сурский  район» Ульяновской области утверждены,   не оборудованы специальные площадки,  предназначенные для сбора  бытовых отходов и мусора, в соответствии  с вышеназванным реестром.

Установив, что  места накопления твердых  коммунальных  отходов не  соответствуют  требованиям,  содержащимся в п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 суд первой инстанции обоснованно   признал незаконным бездействие администрации  муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, выразившееся в необорудовании специальных площадок для сбора твердых  коммунальных  отходов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия  органа местного самоуправления МО  «Сурский район»  Ульяновской области  переданы органам местного самоуправления  сельских поселений не могут  быть приняты во внимание. В деле  отсутствуют доказательства того, что финансирование данных мероприятий  является достаточным для их осуществления.

Суд рассмотрел административное  дело по заявленным исковым  требованиям,  ответчиком по делу являлась  только  администрация МО «Сурский район» Ульяновской области, каких-либо требований к  МО «Сурское городское поселение» прокурором не предъявлялось. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы  о том,  за счет  средств какого бюджета будет исполняться решение суда,  являются несостоятельными.

В случае неясности решения суда, ответчик в соответствии со ст.  185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  вправе обратиться  в суд за его разъяснением.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что  схема размещения  мест (площадок) накопления  твердых  коммунальных отходов  и реестр  мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Сурский район» Ульяновской области утверждены в установленном  законом  порядке. Постановление главы  администрации МО «Сурский  район» Ульяновской области  не издавалось.

Из пояснений, данный представителем администрации  МО «Сурский район» Ульяновской области Патрикеевой Ю.В. следует, что схема размещения мест  (площадок) накопления твердых коммунальных отходов  будет отличаться от  предварительной  схемы,  на основании  которой в настоящее время   установлены контейнеры, предназначенные  для сбора бытовых отходов и мусора.

В связи с чем, решение суда в части возложения обязанности  на администрацию   МО «Сурский район»   Ульяновской области по   оборудованию  специальных площадок для сбора  твердых коммунальных отходов  с указанием  конкретных адресов в отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы   и реестра  размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов  подлежит отмене.

В данной части следует принять новое решение,  обязав  администрацию муниципального образования «Сурский район»  Ульяновской области в течение                 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать специальные площадки накопления  твердых коммунальных отходов в соответствии с утвержденным Реестром  на территории Сурского района.

Учитывая, что при рассмотрения дела имело место неверное применение норм материального права, решение  суда подлежит отмене в части с принятием нового решения.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 августа                    2019 года  в части  оборудования специальных площадок для сбора  твердых коммунальных отходов  отменить.

Принять в данной  части новое решение.

Обязать  администрацию муниципального образования «Сурский район» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать специальные площадки накопления  твердых коммунальных отходов в соответствии с утвержденным Реестром  на территории Сурского района.

В остальной  части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу  администрации  муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: