Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ
Документ от 28.11.2019, опубликован на сайте 04.12.2019 под номером 84948, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 5.27.1 ч.3, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                             Дело № 7-682/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        28 ноября 2019 года

 

Судья Ульяновского областного суда Лифанова З.А.,

при секретарях  Расторгуевой Л.О., Абросимовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Завод Сигнал» Вручтеля Вильяма Маркисовича на решение судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 3 сентября 2019 года,

 

установил:

 

постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилина К.Е. от 24.06.2019 директору общества с ограниченной ответственностью «Завод Сигнал» (далее – ООО «Завод Сигнал») Вручтелю В.М. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Решением судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 03.09.2019 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор ООО «Завод Сигнал» Вручтель В.М. не соглашается с вынесенными постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, производство по делу – прекращению. 

В обоснование жалобы указывает на процессуальные нарушения в ходе проведения проверки. ООО «Завод Сигнал» не было должным образом извещено о проведении выездной проверки, проверка проведена без согласования с прокуратурой. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов. Полагает, что протокол об административном правонарушении, акт проверки и акт расследования *** о несчастном случае на производстве, не могут являться достаточными доказательствами по делу об административном правонарушении. 

Подробно позиция директора ООО «Завод Сигнал» Вручтеля В.М. изложена в жалобе.

В возражениях на жалобу главный госинспектор труда Корнилин К.Е. просит оставить решение суда без изменения, указывая на то, что допущенные при проведении проверки нарушения не являются грубыми и не влекут недействительности результатов проверки.

Выслушав пояснения защитника Вручтеля В.М. – Кушева А.А., изучив доводы жалобы, возражений, а также материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Как видно из материалов дела, в вину директору ООО «Завод Сигнал» Вручтелю В.М. было вменено то, что в нарушение ст.ст. 212, 213, 76 ТК 26.09.2018 штамповщик М*** Е.В. был допущен до производства работ без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования, свидетельствующего о пригодности работника к выполняемой работе; обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай с работником, не проводилось.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя по следующим основаниям.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При этом в силу пунктов 12, 19 ч. 4 ст. 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Частью 8 ст. 360 ТК РФ установлено, что в случае поступления в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Исходя из положений данной нормы и ч. 12 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан,  в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Как установлено в ходе производства по делу, внеплановая документарная проверка ООО «Завод Сигнал» (не требующая согласования с прокуратурой) была инициирована поступлением 27.09.2018 из ГУЗ «УОКЦ СВМП» в госинспекцию труда извещения о получении работником ООО «Завод Сигнал» травмы на производстве.

В рамках данной внеплановой документарной проверки,  срок проведения которой был установлен с 05.10.2018 по 02.11.2018, с работодателя запрошены материалы расследования несчастного случая. По состоянию на 02.11.2018 запрошенные в ООО «Завод Сигнал» документы в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области не поступили.

В этой связи на период с 06.11.2018 по 03.12.2018 была назначена внеплановая выездная проверка, требующая в силу ст.10 Федерального закона                  №294-ФЗ согласования либо извещения органов прокуратуры.

Вместе с тем вопреки вышеприведенным требованиям закона Госинспекция труда не известила прокуратуру о назначении проверки ООО «Завод Сигнал» в порядке, установленном федеральным законом.

Положения ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ допускают проведение внеплановой выездной проверки по указанным в ней основаниям незамедлительно без согласования с органами прокуратуры.

Однако из материалов дела не следует, что проверка осуществлялась незамедлительно после поступления соответствующего извещения о несчастном случае на производстве в инспекцию труда (извещение поступило 27.09.2018, внеплановая выездная проверка начата 06.11.2018).

Факт отсутствия извещения прокуратуры и согласования с ней внеплановой выездной проверки не оспаривался госорганом при рассмотрении дела, подтверждается письмом от 31.05.2019 - ответом на представление прокурора (л.д. 70-71).

Довод о том, что фактически внеплановая выездная проверка надзорным органом не проводилась, правового значения не имеет, поскольку в рассматриваемом случае с момента вынесения распоряжения о назначении внеплановой выездной проверки у госинспекции возникла обязанность по извещению об этом органов прокуратуры.

Само по себе предоставление проверяемым лицом истребуемых сведений уже в период внеплановой выездной проверки (07.11.2018), но до непосредственного прибытия сотрудников надзорного органа на предприятие, не исключает установленной законом обязанности по согласованию проверки с органом прокуратуры.

Следовательно, получение надзорным органом запрошенных документов за рамками внеплановой документарной проверки, которая была завершена 02.11.2019, также является недопустимым в силу п.5  ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст.1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, документы, полученные по результатам проведенной в отношении ООО «Завод Сигнал» проверки с нарушением требований закона, в том числе акт проверки и протокол об административном правонарушении, неправомерно использованы в качестве доказательств виновности                 Вручтеля В.М. в совершении вмененного административного правонарушения, обстоятельства, на основании которых вынесены состоявшиеся по делу акты, не доказаны.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилина К.Е. от 24.06.2019, а также решение судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 3 сентября 2019 года, вынесенные в отношении директора ООО «Завод Сигнал» - Вручтеля В.М., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

жалобу директора ООО «Завод Сигнал» Вручтеля В.М. удовлетворить.

Постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области          Корнилина К.Е. от 24.06.2019 и решение судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 03.09.2019, вынесенные в отношении директора ООО «Завод Сигнал» - Вручтеля В.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

 

Судья                                                                                                   З.А. Лифанова