Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ
Документ от 28.11.2019, опубликован на сайте 19.12.2019 под номером 84937, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 5.27.1 ч.4, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Высоцкая А.В.                                                          Дело № 7-680/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        28 ноября 2019 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Завод Сигнал» Вручтеля Вильяма Маркисовича на решение судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 3 сентября 2019 года,

 

установил:

 

постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилина К.Е. от 27.06.2019 общество с ограниченной ответственностью «Завод Сигнал» (далее – ООО «Завод Сигнал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

 

Решением судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 03.09.2019 указанное постановление изменено, размер административного наказания в виде штрафа снижен до 70 000 рублей.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор ООО «Завод Сигнал» Вручтель В.М. не соглашается с вынесенным решением судьи, полагает его подлежащим отмене. 

В обоснование жалобы указывает на процессуальные нарушения, допущенные в ходе проведения проверки. Указывает на ненадлежащее извещение общества о проведении проверки, которая была проведена без согласования с прокуратурой. Таким образом, протокол об административном правонарушении, акт проверки и карточка учета выдачи СИЗ, не могут являться достаточными доказательствами по делу об административном правонарушении. 

Подробно позиция директора ООО «Завод Сигнал» Вручтеля В.М. изложена в жалобе.

 

В возражениях на жалобу главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилин К.Е. просил оставить решение суда без изменения.

 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав  защитника юридического лица Кушева А.А., поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, прихожу к следующему.

 

Совершенное ООО «Завод Сигнал» деяние квалифицировано по ч.4  ст.5.27.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

 

Из материалов дела следует, что в вину ООО «Завод Сигнал» вменено то, что в нарушение требований ст.ст. 22, 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, Технического регламента таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», принятого решением от 09.12.2011№ 878 Евразийского экономического сообщества - комиссией таможенного союза, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты N 290н  работник предприятия М*** Е.В. не был обеспечен средствами индивидуальной защиты.

 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения предприятия постановлением должностного лица к административной ответственности. Решением судьи районного суда постановление должностного лица оставлено без изменения.

 

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя по следующим основаниям.

 

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

 

Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 

При этом в силу п.12 ч.4 ст.1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами.

 

Частью 8 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

 

Исходя из положений данной нормы и ч. 12 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, такое извещение осуществляется посредством направления в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов соответствующего заявления органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с приложенными к нему документами, относящимися к мероприятию по контролю.

 

Как установлено в ходе производства по делу, первоначально, в связи с  извещением о пострадавшем от несчастного случая на производстве работнике предприятия, 02.10.2018 Государственной инспекцией труда в Ульяновской области была назначена внеплановая документарная проверка ООО «Завод Сигнал».  В связи с тем, что в рамках данной проверки административному органу не были представлены истребуемые документы, она была завершена, а 06.11.2018 административным органом была назначена внеплановая выездная проверка, требующая либо согласования с органами прокуратуры, либо в установленных случаях извещения органов прокуратуры.

 

Из содержания ч. 8 ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Вместе с тем вопреки предусмотренным данной нормой требованиям проверка проведена без согласования с органом прокуратуры и без извещения органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом.

 

Как указано в ст.360 Трудового кодекса РФ, положения данной нормы допускают проведение внеплановой выездной проверки по указанным в ней основаниям незамедлительно без согласования с органами прокуратуры. Однако из материалов дела не следует, что проверка осуществлялась незамедлительно после поступления соответствующего сообщения в инспекцию труда.

 

Таким образом, органом, осуществляющим государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, не только не осуществлено согласование с органом прокуратуры, но и не произведено извещение органа прокуратуры о проверке.

 

При этом в данном случае не имеет правового значения довод о том, что фактически внеплановая выездная проверка надзорным органом не проводилась, поскольку при указанных обстоятельствах у данного органа возникла обязанность согласования с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки в связи с вынесением распоряжения о ее назначении. Само по себе представление проверяемым лицом истребуемых сведений уже в период назначенной внеплановой выездной проверки, но до непосредственного прибытия сотрудников надзорного органа на предприятие, не исключает установленной законом обязанности по согласованию проверки с органом прокуратуры.

 

Более того, получение надзорным органом истребуемых документов за рамками внеплановой документарной проверки, которая была завершена 02.11.2019, также является недопустимым в силу п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ.

 

Из п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что нарушение требований данного Закона в части согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры является грубым нарушением.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 

Таким образом, документы, полученные по результатам проведенной в отношении ООО «Завод Сигнал» проверки с нарушением требований закона, неправомерно использованы в качестве доказательств виновности предприятия в совершении вмененного административного правонарушения, обстоятельства, на основании которых вынесены состоявшиеся по делу акты, не доказаны.

С учетом изложенного постановление должностного лица и судебный акт, принятые в отношении ООО «Завод Сигнал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, законными признаны быть не могут и подлежат отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилина К.Е. от 27 июня 2019 года, решение судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 3 сентября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завод Сигнал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по данному делу прекратить.

 

Судья                                                                                              Буделеев В.Г.