У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Челбаева Е.С. Дело №
33а-4745/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
19 ноября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по
Ульяновской области на решение Барышского городского
суда Ульяновской области от 9 августа 2019 года по делу №2а-347/2019, по
которому постановлено:
административное исковое заявление
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области о
взыскании с Маркелова Владимира Владимировича задолженности по транспортному
налогу и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Маркелова
Владимира Владимировича недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере
5519 руб. и пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2017 год в размере
80 руб. 67 коп.
Взыскать с Маркелова
Владимира Владимировича государственную пошлину в доход местного бюджета в
размере 400 руб.
В остальной части в
удовлетворении требований отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской
области (Межрайонная ИФНС России №4 по Ульяновской области) обратилась в суд с
административным иском к Маркелову В.В. о взыскании задолженности по
транспортному налогу за 2015 и 2017 годы и пени.
В обоснование требований административный истец указал, что Маркелов В.В. в указанные периоды являлся
плательщиком транспортного налога в связи с нахождением в собственности автомобиля
ВАЗ 21070, 2004 года выпуска, регистрационный знак ***, автобуса модели
22432602, 2012 года выпуска, регистрационный знак ***, автомобиля «ШЕВРОЛЕНИВА»
21230055, 2013 года выпуска, регистрационный знак ***.
За налоговые периоды 2015 и 2017 годов административному ответчику
начислен транспортный налог в сумме 6900 руб. и пени по состоянию на 29.01.2019
в сумме 100 руб. 86 коп.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России
№4 по Ульяновской области не соглашается с решением суда в части отказа во
взыскании транспортного налога за 2015 год. Считает ошибочным вывод суда о
пропуске срока для взыскания данной задолженности. При анализе базы данных
налогового органа выявлено, что транспортный налог за 2015 год в сумме 1381
руб. не был исчислен, в связи с чем Маркелову В.В. на основании ст.52 Налогового
кодекса Российской Федерации был произведен расчет налога.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и
времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
участников процесса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст.286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с
федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных
платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о
взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты
установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется
задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об
уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или
пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным
законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.2, п.3 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за
налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот,
если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму
страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для
исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть
возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по
исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до
наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику
налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении
объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется
налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих
календарному году направления налогового уведомления.
В силу п.1 ст.48
Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора,
страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в
отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней,
штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим
физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в
суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов,
подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением
случая, предусмотренного абзацем
третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48
Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей
юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня
истечения срока
исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов,
пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет
имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке
искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом
определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской
Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых
в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы
транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом обложения транспортным налогом признаются
транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.358 НК РФ).
По делу установлено, что по сведениям
УГИБДД УМВД России по Ульяновской области по состоянию на 26.07.2019 за
Маркеловым В.В. зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобиль
ВАЗ 21070, 2004 года выпуска, регистрационный знак *** (дата регистрации
01.11.2008), автобус модели 22432602, 2012 года выпуска, регистрационный знак ***
(дата регистрации 12.12.2012) и автомобиль «ШЕВРОЛЕНИВА» 21230055, 2013 года
выпуска, регистрационный знак *** (дата регистрации 06.05.2013).
Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской
области Маркелову В.В. направлено налоговое уведомление №10228581 от 26.06.2018
об уплате транспортного налога на указанные транспортные средства за 2015 и 2017
годы в общей сумме 6900 руб., в том числе за 2015 год – 1381 руб. и за 2017 год
– 5519 руб., и требование №5784 от 30.01.2019 об уплате в срок до 14.03.2019
задолженности по транспортному налогу в сумме 6900 руб. и пени на
указанную недоимку в сумме 100 руб. 86 коп.
Судебный приказ и.о. мирового судьи судебного участка №1 Барышского района Барышского
судебного района Ульяновской области от 30.05.2019 о взыскании с Маркелова В.В.
данной недоимки по транспортному налогу и пени отменен 31.05.2019.
Принимая решение об отказе в
удовлетворении требований административного истца о взыскании с
административного ответчика задолженности по транспортному налогу за
2015 год, суд пришел к правильному выводу о пропуске налоговым органом срока
для обращения с требованиями о взыскании задолженности за указанный налоговый
период.
Согласно представленному в суд
апелляционной инстанции материалу по заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по
Ульяновской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Маркелова В.В.
задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2016 годы (дело №2а-225/2018)
налоговый орган обращался к мировому судье судебного участка №1 Барышского района Барышского
судебного района Ульяновской области за взысканием недоимки по транспортному
налогу за 2014 и 2016 годы в связи с неисполнением административным
ответчиком требования №10047 от 14.12.2017 об уплате недоимки по налогу за 2014
год в сумме 6738 руб. и пени 22 руб. 24 коп. (налоговое уведомление от 12.10.2017) и требования от №3655
от 08.02.2018 об уплате недоимки по налогу за 2016 год в сумме 5519 руб. и пени
27 руб. 9 коп. (налоговое
уведомление от 13.11.2017).
Данные документы судебная коллегия принимает в качестве
доказательств по административному делу, поскольку они имеют существенное
значение для рассмотрения настоящего иска по существу.
В силу приведенных выше положений п.1
ст.48, ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен был
предъявить Маркелову В.В. требование об
уплате транспортного налога за период 2015 года при обращении в суд за
взысканием недоимки по налогу за период 2014-2016 годов, то есть за три
налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового
уведомления (от 13.11.2017), чего сделано не было.
С учетом установленных обстоятельств включение
налоговым органом в налоговое уведомление №1022858 от 26.06.2018 транспортного
налога за 2015 год является необоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с
Маркелова В.В. недоимки по транспортному налогу за 2015 год и пени на данную
недоимку не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что недоимка по
транспортному налогу за 2015 год была выявлена налоговым органом в 2018 году,
не служит основанием для удовлетворения требований административного истца в
данной части, поскольку каких-либо объективных препятствий для своевременного
выставления административному ответчику уведомления и требования о взыскании
спорной недоимки не имелось.
Принятое по делу решение является правильным. Нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Основания для
отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
О П
Р Е Д Е Л И Л А :
решение Барышского городского суда
Ульяновской области от 9 августа 2019 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: