Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об изменении кадастровой стоимости
Документ от 14.10.2019, опубликован на сайте 27.11.2019 под номером 84798, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

 

Дело № 3а-273/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

14 октября 2019 года                                                                       г. Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Дубровиной Л.О,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Мегаполис» (далее – ООО «Мегаполис») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  об изменении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером ***, площадью 61 602 кв.м, расположенного по адресу: *** в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценке, использованных при определении его кадастровой стоимости и установлении её в размере 109 035 руб. 54 коп.

В обоснование заявленных требований указало, что является собственником данного земельного участка, который был образован 13 ноября 2018 года в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ***. На момент образования земельного участка его вид разрешенного использования был определен как у исходного участка, а именно: под основным производством железобетонных изделий.

ООО «Мегаполис» обратилось 9 января 2019 года в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка на «земельные участки (территории) общего пользования». Оно 15 января 2019 года внесло указанные изменения, но при этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** не была пересчитана.

31 января 2019 года общество обратилось с заявлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН в части кадастровой стоимости в Управление Росреестра по Ульяновской области, которое  отказало во внесении изменения в сведения  ЕГРН.

По заявлению общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка от 16 мая 2019 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области  было принято решение 10 июня 2019 года об отклонении заявлении.

Ссылаясь на п.2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222,  указывает, что в связи с изменением вида разрешенного использования  кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** должна быть рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленного по кадастровому кварталу *** для земельных участков, занятых особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, который составляет 1,77 рублей за 1 кв.м.

Судом были привлечены к участию в деле в качестве административного ответчика Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица администрация города Ульяновска.

Представитель ООО «Мегаполис» Карсакова Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в нём.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Гаспарян М.М. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска ООО «Мегаполис», указывая на то, что кадастровая стоимость образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ***, видом разрешенного использования «под основным производством железобетонных изделий», 77 568 622 руб. 38 коп. была определена с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости  в размере 1259,19 руб. - по 9 группе видов разрешенного использования для кадастрового квартала ***.

Недостоверности сведений об объекте недвижимости на момент определения кадастровой стоимости, использованных при определении кадастровой стоимости, не усматривается, технической ошибки органом регистрации прав не допущено.

Оснований рассчитывать кадастровую стоимость данного земельного участка с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1,77 руб., установленного для 14 группы разрешенного использования «земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами», не имеется.

Спорный земельный участок является закрытой, доступ к ней ограничен, фактическое использование участка не изменилось, на участке расположен комплекс нежилых зданий, также бетонная площадка, находящаяся в частной собственности.

Таким образом, в силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации  и статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельный участок невозможно отнести к землям общего пользования и к земельным участкам 14-й группы разрешенного использования.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области Логинова А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска ООО «Мегаполис». В обоснование  привела доводы, аналогичные доводам ФГБУ «ФКП Росреестра», дополнительно указала, что административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости, но его заявление было отклонено в связи с отсутствием подтверждения недостоверности использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости сведений об объекте недвижимости.  На момент  определения кадастровой стоимости недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости, не усматривается, все его характеристики использованы верно.

Действия заявителя по установлению в отношении спорного земельного участка вида разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования» путем обращения в орган регистрации прав не соответствуют положениям п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 (код 12.0), поскольку приведенные положения исключают возможность установления для земельных участков, находящихся в частной собственности, вида разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования» путем применения их собственниками градостроительного регламента по правилам, установленным частями 3,4 ст. 37 ГрК РФ.

Представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административное исковое заявление просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель администрации города Ульяновска в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Правительства Ульяновской области и администрации города Ульяновска.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании,  исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «Мегаполис» принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 61 602 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***

Данный земельный участок был образован 13 ноября 2018 года в результате  раздела земельного участка, площадью 116 791 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  при этом его вид разрешенного использования был указан по виду разрешенного использования преобразуемого земельного участка – «под основным производством железобетонных изделий».

Его кадастровая стоимость в размере 77 568 622, 38 руб. была определена  с применением утвержденного  постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области» среднего удельного показателя, установленного для 9-й группы разрешенного использования земельных участков  для кадастрового квартала 73:24:030701, равного 1259,19 руб. за 1 кв.м, с применением которого определялась кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка.

На основании поступившего в Управление Росреестра по Ульяновской области 15 января 2019 года заявления ООО «Мегаполис» был изменен вид разрешенного использования земельного участка  с кадастровым номером *** на «земельные участки (территории) общего пользования», кадастровая стоимость земельного участка не была пересчитана.

В связи с этим ООО «Мегаполис» обратилось 31 января 2019 года в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости. Однако 4 февраля 2019 года в осуществлении учетно-регистрационного действия «исправление технических ошибок»  было отказано со ссылкой на отсутствие технической ошибки в сведениях  ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в части определения его кадастровой стоимости.

ООО «Мегаполис» 16 мая 2019 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Заявителем указывалось на то, что в связи с изменением вида разрешенного использования указанного земельного участка на «земельные участки (территории) общего пользования», его кадастровая стоимость должна быть рассчитана  с применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 14 группы  разрешенного использования «земельные участки, занятые особо  охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами» для кадастрового квартала 73:24:030701, равного 1,77 руб.

Решением Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 10 июня 2019 года № 73/05/2019-96  заявление ООО «Мегаполис» было отклонено в связи с отсутствием  подтверждения недостоверности использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости сведений об объекте недвижимости.

Истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, в связи с выявлением недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, ссылаясь на  необходимость расчета кадастровой стоимости земельного участка  с применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 14 группы разрешенного использования для кадастрового квартала ***.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, (утратили силу с 01.01.2019), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования (пункт 4). При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13).

Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).

В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (пункт 2.3.2).

Пункт 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (утратили силу с 30.10.2017), на основании которых проводилась государственная кадастровая оценка земель  города Ульяновска по состоянию на  1 января 2011 года, предполагает определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования и им установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п.п. 1.2.9); земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами (п.п. 1.2.14).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П  были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Ульяновской области, в том числе и земельных участков в составе земель, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск». Приложением № 25 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области. Для кадастрового квартала *** (строка 4754), в котором расположен земельный участок с кадастровым номером ***, утверждены следующие значения удельного показателя  по группам в разрезе  видов разрешенного  использования:  девятая группа - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок – 1259,19 руб. за кв. м, 14 группа - земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами – 1,77 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена  по состоянию 13 ноября 2018 года в размере 77 568 622 руб. 38 коп., с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала ***  по девятой группе разрешенного использования, что соответствует требованиям пункта 2.1.17 Методических указаний, в соответствии с которым кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

На момент  определения указанной кадастровой стоимости недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости, не усматривается, все характеристики земельного участка использованы верно.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, в том числе материалы инвентарного дела на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: ***,  суд первой инстанции приходит к выводу о том, что  оснований для изменения   кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, а именно её определения с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по  14 группе разрешенного использования 1,77 руб. не имеется по следующим основаниям.

Земельный участок с кадастровым номером *** не относится к земельным участкам, занятым особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, поскольку по  фактическому пользованию  он не является территорией общего пользования и на нем отсутствуют предусмотренные данным видом разрешенного использования объекты.

Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 27 декабря 2018 года в соответствии с картой градостроительного зонирования территорий города Ульяновска, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года  № 90 (с изменениями и дополнениями) данные земельный участок расположен в зоне размещения производственных объектов IV и V  классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м)- П1.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Однако земельный участок с кадастровым номером *** входит в состав огороженной территории, на которой   размещено принадлежащее на праве собственности административному истцу недвижимое имущество, предназначенное для использования в производственной деятельности. Данный имущественный комплекс использовался для производства железобетонных изделий.

На земельном участке с кадастровым номером *** размещен объект недвижимости с кадастровым номером ***, который согласно данным из ЕГРН является  сооружением, площадью  20 033 кв.м. Из заключения кадастрового инженера, составившего технический план на данное сооружение от 16 мая 2019 года   и материалов инвентарного дела следует, что сооружение представляет собой железобетонную подкрановую эстакаду с цементно-бетонным покрытием, подкрановые пути, рельсовые пути по складу и до переименования  по решению ООО «Мегаполис» его наименование было – склад готовой продукции.

Кроме того, в границах данного участка находятся многочисленные объекты недвижимого имущества, производственного назначения, располагаемые на участках, относящихся к земельному участку с кадастровым номером ***, имеющему вид разрешенного использования «под основным производством железобетонных изделий», и на котором расположены основные производственные объекты.

Указанные обстоятельства объективно подтверждаются следующими доказательствами: материалами инвентарного дела на здания и сооружения, расположенные  по адресу: ***, в том числе планом земельного участка, фотоматериалами, выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с описанием местоположения земельного участка в отношении спорного земельного участка и земельного участка с кадастровым номером ***, схемой расположения земельных участков из межевого плана, подготовленного для раздела земельного участка с кадастровым номером ***,  и не оспариваются представителем административного истца.

Согласно ответу Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска от 20 мая 2019 года, данному на запрос ФГБУ «ФКП Росреестра» о фактическом использовании земельного участка с кадастровым номером *** и акту № 324 от 15 мая 2019 года осмотра данного участка,  на данном участке расположен комплекс нежилых зданий, при этом провести детальный осмотр территории земельного участка не представилось возможным по причине запрета охранной организации.

Изложенное свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером ***  недоступен для неограниченного круга лиц, он по фактическому пользованию не является земельным участком (территорией) общего пользования.

Таким образом,  суд приходит к выводу о том, что  кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***   была определена верно с применением значения удельного показателя  по девятой группе разрешенного  использования:  земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок,  с учетом характеристик земельного участка,  фактического его использования.

При определении кадастровой стоимости спорного земельного участка не были использованы недостоверные сведения. Оснований для отнесения спорного земельного участка к  четырнадцатой группе разрешенного использования «земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами» не имелось.

Формальное изменение по заявлению ООО «Мегаполис»  вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** на «земельные участки (территории) общего пользования» не соответствует положениям действующего законодательства, а именно: пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 (код 12.0), и не является основанием для  изменения кадастровой стоимости данного земельного участка с применением значения удельного показателя  по четырнадцатой группе разрешенного  использования для кадастрового квартала ***.

В силу вышеизложенного, на основании приведенных положений действующего законодательства, суд первой инстанции считает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 61 602 кв.м, расположенного по адресу: ***, в связи с выявлением недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                      О.Е.Кинчарова