Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор изменен в связи с неправильным применением уголовного закона при назначении наказания
Документ от 20.11.2019, опубликован на сайте 28.11.2019 под номером 84787, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 159 ч.1; ст. 158 ч.3 п. г, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ квалификации: СО СМЯГЧЕНИЕМ наказания

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Степанова Н.Н.

 Дело № 22-2451/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск

20 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Кислицы М.Н.,

судей Старостина Д.С. и Басырова Н.Н.,

прокурора Овчинниковой О.И.,

адвоката Деминой Т.В.,

осужденного Гараева А.Ф.,

при секретаре Марковой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя – помощника прокурора г. Димитровграда Ульяновской области Хамидуллина М.Р. и апелляционной жалобе осужденного Гараева А.Ф. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 1 октября 2019 года, которым

 

ГАРАЕВ Айрат Фиргатович,

*** судимый:

1)                                                                                                                              14 ноября 2016 года приговором Димитровградского городского суда Ульяновской области по ч. 1 ст. 166 УК РФ к наказанию в виде ограничения свободы на срок 10 месяцев, наказание отбыто 20 октября 2017 года;

2)                                                                                                                              3 апреля 2018 года приговором Спасского районного суда Республики Татарстан по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 8 месяцев, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 1 год 11 месяцев. Постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 июля 2019 года условное осуждение отменено, постановлено о реальном исполнении наказания с отбыванием лишения свободы в колонии-поселении,

 

осужден к наказанию в виде лишения свободы:

- по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ – на срок 2 года;

- по ч. 1 ст. 159 УК РФ –  на срок 1 год.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, Гараеву А.Ф. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев.

 

На основании со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору Спасского районного суда Республики Татарстан от 3 апреля 2018 года и окончательно назначено Гараеву А.Ф. наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

 

Приговором постановлено:

- срок отбывания наказания Гараеву А.Ф. исчислять с 1 октября 2019 года;

- зачесть на основании п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей с 22 июля 2019 года по день вступления приговора в законную силу включительно в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в колонии общего режима;

- меру пресечения в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

 

В приговоре решены вопросы, связанные с вещественными доказательствами.

 

Заслушав доклад судьи Старостина Д.С., изложившего содержание обжалуемого приговора, существо апелляционного представления и апелляционной жалобы, выступления участников процесса, судебная коллегия 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Гараев А.Ф. осужден за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества (денежных средств), с причинением значительного ущерба потерпевшему, с банковского счета,  а также за мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана.

 

Преступления совершены в г. Димитровграде Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель – помощник прокурора г. Димитровграда Ульяновской области Хамидуллин М.Р. считает приговор незаконным, указывая на неправильное назначение судом наказания по ч. 1 ст. 159 УК РФ, поскольку, учитывая особый порядок судебного разбирательства, наличие смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, требования чч. 1 и 5 ст. 62 УК РФ, а также правовую позицию, изложенную в п. 39 постановления Пленума Верховного суда РФ от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания», срок лишения свободы не мог в данном случае превышать 10 месяцев.

Суд необоснованно назначил за указанное преступление более длительный срок лишения свободы, тогда как должен был принять во внимание также и другие смягчающие наказание обстоятельства, перечисленные в приговоре.

Кроме этого, государственный обвинитель считает несправедливым вследствие чрезмерной мягкости наказание, назначенное Гараеву А.Ф. по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, полагая, что оно не соответствует тяжести преступления и личности осужденного, совершившего данное деяние при наличии судимости, после отбытия наказания в виде ограничения свободы, в период условного осуждения.

В связи с этим просит об отмене приговора и вынесении нового решения.

В апелляционной жалобе осужденный Гараев А.Ф. выражает несогласие с приговором, считая назначенное наказание чрезмерно суровым, мотивируя тем, что суд неправильно применил положения чч. 1 и 5 ст. 62 УК РФ, вышел за пределы максимально возможного наказания в виде лишения свободы по ч. 1 ст. 159 УК РФ, что также повлекло неправильное назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров.

Кроме этого, указывает, что его действия, квалифицированные по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, не являются общественно-опасными, поскольку потерпевшая сама предоставила ему доступ в личный кабинет банка, участия в судебном заседании она не принимала.

В связи с этим просит приговор изменить, смягчить назначенное наказание.

 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:

- прокурор Овчинникова О.И. поддержала доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы в части смягчения назначенного наказания, возражала против других доводов апелляционной жалобы, обосновав их несостоятельность, просила об изменении приговора, смягчении наказания;

- осужденный Гараев А.Ф. и адвокат Демина Т.В. возражали против доводов апелляционного представления в части усиления назначенного наказания, согласившись с ним в остальной части, поддержали доводы апелляционной жалобы, просили об изменении приговора, смягчении наказания.

 

Проверив материалы дела, выслушав выступления участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению в связи с неправильным применением судом первой инстанции уголовного закона при назначении наказания по ч. 1 ст. 159 УК РФ.

 

Приговор в отношении Гараева А.Ф. постановлен в соответствии с главой 40 УПК РФ без проведения судебного разбирательства.

Ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке осужденным заявлено добровольно и после консультации с защитником, что он подтвердил в условиях открытого судебного разбирательства.

 

Суд убедился в том, что Гараев А.Ф. осознает характер и последствия заявленного им ходатайства. Каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении органами предварительного следствия и судом прав осужденного, в том числе и права на защиту, не имеется.

Постановляя приговор без проведения судебного разбирательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обвинение, с которым осужденный  согласился, подтверждается собранными по делу доказательствами и основания для отказа в удовлетворении заявленного Гараевым А.Ф. ходатайства отсутствуют.

 

Государственный обвинитель, защитник, выразили свое согласие на рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, возражений против чего не имелось у потерпевших.

 

С учетом данных обстоятельств, суд правильно, не проводя в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу, постановил в отношении осужденного Гараева А.Ф. обвинительный приговор, верно квалифицировав его действия, исходя из фактических обстоятельств предъявленного обвинения, с которыми осужденный согласился, по п. «г» ч. 3 ст. 158, ч. 1 ст. 159 УК РФ.

 

Оснований для иной квалификации действий осужденного Гараева А.Ф. не имеется.

 

Согласно ст. 317 УПК РФ приговор, постановленный без проведения судебного разбирательства в общем порядке, не может быть обжалован сторонами в апелляционном порядке в связи с несоответствием выводов, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем доводы, изложенные в апелляционной жалобе Гараева А.Ф., в которых он фактически оспаривает обоснованность осуждения его по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, не подлежат рассмотрению судебной коллегией, которая соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности предъявленного обвинения.

 

Участие в судебном заседании суда первой инстанции потерпевших, в том числе и потерпевшей Б*** И.В., интересы которой представляла Б*** Л.Н., возражений от которых против особого порядка судебного разбирательства не поступило, обязательным не являлось, участники процесса, в том числе и Гараев А.Ф., выразили согласие на рассмотрение дела в отсутствие потерпевших, право осужденного на рассмотрение уголовного дела в особом порядке в данном случае не нарушено.

 

Выводами заключения судебной психиатрической экспертизы подтверждается, что осужденный во время совершения преступлений осознавал свои действия и мог руководить ими, в связи с чем обоснованно признан судом вменяемым и подлежащим уголовной ответственности.

Вопреки доводам апелляционного представления и апелляционной жалобы, наказание осужденному Гараеву А.Ф. за преступление, предусмотренное п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, назначено в соответствии с требованиями стст. 6 и 60 УК РФ, то есть с учетом характера и степени его общественной опасности, данных о личности виновного, всех обстоятельств дела, влияния наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, смягчающих наказание обстоятельств, а также и отягчающего наказание обстоятельства в виде рецидива преступлений, учитывая, что на момент совершения указанного преступления Гараев А.В. имел неснятую и непогашенную судимость за совершение умышленного преступления средней тяжести.

Назначенное за это преступление Гараеву А.Ф. наказание является справедливым, не является как чрезмерно мягким, так и чрезмерно суровым, суд обоснованно руководствовался в данном случае требованиями ч. 2 ст. 68 УК РФ.

 

Все имеющиеся смягчающие наказание обстоятельства, перечисленные в приговоре, в том числе признание вины, активное способствование расследованию преступления, раскаяние в содеянном, участие в воспитании и содержании малолетнего ребенка сожительницы, в полной мере учтены судом при назначении наказания.

Судебная коллегия не находит оснований для признания иных обстоятельств смягчающими наказание.

 

Выводы суда о необходимости назначения Гараеву А.Ф. наказания в виде лишения свободы за каждое из совершенных преступлений, об отсутствии возможности для условного осуждения в соответствии со ст. 73 УК РФ в приговоре надлежащим образом мотивированы.

 

Совокупность имеющихся смягчающих наказание обстоятельств исключительной не является, в связи с чем, как полагает судебная коллегия, отсутствуют основания для назначения наказания Гараеву А.Ф. в соответствии со ст. 64 УК РФ, как и для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ.

 

Обоснованно при назначении наказания суд руководствовался также требованиями ч. 5 ст. 62 УК РФ.

 

Вид исправительного учреждения, в котором Гараеву А.Ф. предстоит отбывать наказание, судом назначен верно.

 

Судебная коллегия не находит оснований для усиления наказания по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ на основании доводов апелляционного представления.

 

Вместе с тем, судебная коллегия считает приговор подлежащим изменению в связи с неправильным применением судом уголовного закона при назначении наказания по ч. 1 ст. 159 УК РФ.

 

Так, исходя из требований уголовного закона, а также правовой позиции, изложенной в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 58 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания», при установлении обстоятельств, предусмотренных как ч. 5, так и ч. 1 ст. 62 УК РФ, применяется совокупность правил смягчения наказания: вначале применяются положения ч. 5 ст. 62 УК РФ, затем – ч. 1 ст. 62 УК РФ. Таким образом, максимально возможное наказание в этих случаях не должно превышать: две трети от двух третьих – при рассмотрении уголовного дела в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.

 

Между тем, сделав правильный вывод об отсутствии отягчающих наказание обстоятельств при совершении Гараевым А.Ф. преступления. предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ, и необходимости в связи с этим, учитывая наличие смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, применения при назначении наказания за данное преступление положений как ч. 1 ст. 62 УК РФ, так и ч 5 ст. 62 УК РФ, тем не менее, суд первой инстанции неправильно применил их, назначив за данное преступление наказание, превышающее максимальный предел срока лишения свободы, то есть более 10 месяцев.

 

В связи с этим судебная коллегия, учитывая положения чч. 1 и 5 ст. 62 УК РФ, а также вышеперечисленные смягчающие наказание обстоятельства и требования ст. 6 и 60 УК РФ, принимает решение о смягчении наказания, назначенного Гараеву А.Ф. по ч. 1 ст. 159 УК РФ, что также влечет соразмерное смягчение наказания, назначенного в соответствии с ч. 3 ст. 69, ст. 70 УК РФ.

 

В остальной части приговор судебная коллегия находит законным и обоснованным.

 

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, судебная коллегия не усматривает.

 

На основании изложенного, руководствуясь стст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 1 октября 2019 года в отношении Гараева Айрата Фиргатовича изменить.

 

Смягчить наказание, назначенное Гараеву А.Ф. по ч. 1 ст. 159 УК РФ, до 8 месяцев лишения свободы.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ и ч. 1 ст. 159 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначить Гараеву А.Ф. наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 3 месяца.

 

На основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединить неотбытое наказание по приговору Спасского районного суда Республики Татарстан от 3 апреля 2018 года и окончательное наказание Гараеву А.Ф. назначить в виде лишения свободы на срок 2 года 9 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

 

В остальной части оставить приговор без изменения, а апелляционное представление и апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи