Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 05.11.2019, опубликован на сайте 18.11.2019 под номером 84557, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                            Дело № 33-4331/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  5 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1308/2019 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 26 апреля 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования Севастьяновой Натальи Анатольевны удовлетворить.

Признать за Севастьяновой Натальей Анатольевной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Севастьяновой Натальи Анатольевны, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в льготном исчислении (1 года за 1 год шесть месяцев) период работы с 11.03.2015 по 31.05.2018 в должности операционной медицинской сестры кабинета экстракорпорального лечения филиала ***, назначив Севастьяновой Наталье Анатольевне страховую пенсию по старости досрочно с 12.11.2018.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Севастьяновой Н.А., ее представителя Степанидина А.Г., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Севастьянова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее по тексту – УПФР) о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости досрочно. В обоснование требований указала, что 12.11.2018 обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением УПФР от 13.02.2019 № 343 ей отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа, так как на дату обращения ее специальный стаж составлял 28 лет 5 месяцев 11 дней. При этом в специальный стаж не засчитан период работы в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) с 11.03.2015 по 31.05.2018 в должности операционной медицинской сестры кабинета экстракорпорального лечения в ***, поскольку кабинет экстракорпорального лечения Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, не предусмотрен. Считает, что спорный период ее трудовой деятельности подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, потому что ее должность и учреждение, в котором она работала в спорный период соответствуют Списку, фактически она выполняла обязанности операционной медицинской сестры в отделении хирургического профиля стационара, а именно: готовила операционную, инструментарий и аппаратуру к работе во время операций, участвовала в хирургических операциях, ассистировала врачу при различных процедурах, то есть осуществляла работу, при выполнении которой подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером работы операционной медицинской сестры.

Просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 12.11.2018; обязать УПФР включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы с 11.03.2015 по 31.05.2018 в должности операционной медицинской сестры кабинета экстракорпорального лечения в *** в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 12.11.2018.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен филиал №4 ФГКУ «Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ – УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что оспариваемое решение суда было вынесено с существенным нарушением норм материального права. Ссылаясь на Федеральный закон от 28 декабря 2003 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и об утверждении правил исчисления периодов работы, считает, что период работы с 11.03.2015 по 31.05.2018 в должности операционной медицинской сестры кабинета экстракорпорального лечения *** незаконно и необоснованно включен судом в специальный стаж в льготном исчислении. Отмечает, что кабинет экстракорпорального лечения указанным списком не предусмотрен. Обращает внимание на то, что информация о том, что Севастьянова Н.А. принимала участие в операциях, содержится в журналах регистрации операций операционного отделения и хирургического отделения, а не кабинета экстракорпорального лечения, который является структурным подразделением *** и к операционному и хирургическому отделению не относится. Полагает, что сделать однозначный вывод о том, что спорный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении невозможно, поскольку истицей не доказана полная занятость выполнения работы в отделениях хирургического профиля стационаров. Вместе с тем отмечает, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета Севастьяновой Н.А. спорный период работы отражен страхователем кодом 27-ГД (расшифровка кода содержится в Постановлении Правления ПФ РФ от 16.01.2014 №2п), который не дает права на льготное исчисление специального стажа истицы. Также дополняет, что филиал *** также не подтверждает, что должностные обязанности, которые выполняла истица в должности операционной медицинской сестры в кабинете экстракорпорального лечения, являются основанием для удовлетворения исковых требований. Вывод суда о тождественности выполнения истицей должностных обязанностей операционной медицинской сестры операционного отделения не основан на нормах действующего законодательства и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В возражениях на жалобу Севастьянова Н.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Согласно разделу «Наименование должностей» Списка право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в этом же списке в разделе «Наименование учреждений».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения).

Согласно указанному Перечню для отделений хирургического профиля стационаров, поименованных в п. 1 «Наименования структурных подразделений», правом на льготное исчисление стажа обладают операционные медицинские сестры, медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном отделениях хирургического профиля стационаров.

Судом первой инстанции установлено, 12.11.2018 Севастьянова Н.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Решением УПФР от 13.02.2019 № *** Севастьяновой Н.А. отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием специального стажа, продолжительность которого на момент обращения за страховой пенсией досрочно составляет 28 лет 05 месяцев 11 дней. При этом период работы истицы с 11.03.2015 по 31.05.2018 операционной медицинской сестрой кабинета экстракорпорального лечения в Филиале *** включен в ее специальный стаж в календарном исчислении, поскольку Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, не предусмотрен.

Не согласившись с данным решением, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя требования Севастьяновой Н.А., суд первой инстанции исходил из того, что должность, которую занимала истица в спорный период (операционная медицинская сестра), предусмотрена Перечнем должностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, а работа истицы фактически протекала в хирургическом отделении ***.

Однако данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и противоречат материалам дела, что в силу ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены судебного решения.

Как видно из имеющихся в деле документов, в оспариваемый период истица работала в должности операционной медицинской сестры в кабинете экстракорпорального лечения в филиале ***.

Из Положения о кабинете экстракорпорального лечения, утвержденного начальником филиала ***, следует, что кабинет экстракорпорального лечения является структурным подразделением филиала ***, состоит из операционной, где проводятся плановые и экстренные гемохирургические операции, и предоперационной. Основной задачей кабинета экстракорпорального лечения является обеспечение условий и проведение плановых и экстренных трансфузиологических операций; выполнение гемохирургических операций, таких как лечебный плазмоферес, цитофенез, пункции и катетеризации центральных вен; оказание высококвалифицированной помощи пациентам в пределах экстракорпоральных методов лечения для удаления из организма патогенных веществ экзогенного и эндогенного генеза, улучшение реологических свойств крови при состояниях, связанных с острой и хронической патологией.

Организационно штатной структурой филиала № *** предусмотрены такие подразделения как хирургическое отделение, операционное отделение, отделение анестезиологии-реанимации, терапевтическое отделение, неврологическое отделение, кожно-венерологическое отделение, инфекционное отделение, при этом кабинет экстракорпорального лечения не входит ни в одно отделение, выделен как отдельное структурное подразделение.

Согласно штатному расписанию, утвержденному 19.08.2014 начальником Генерального штаба Вооруженных сил РФ, в кабинете экстракорпорального лечения предусмотрены 4 штатные единицы: заведующий кабинетом - врач-трансфузиолог, операционная медицинская сестра, медицинская сестра и санитарка.

Доказательств того, что кабинет экстракорпорального лечения находился в структуре хирургического или операционного отделения филиала ***, как и наличия в штате кабинета экстракорпорального лечения врача-хирурга не представлено.

Кроме того, работодателем не подтвержден характер работы истицы в должностях и учреждениях, дающих право на льготное исчисление стажа для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Севастьяновой Н.А., сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета, в разделе «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии» за спорные периоды указаны основания (коды), относящиеся к лечебной и иной работе по охране здоровья населения в городах (27-ГД), а не работе хирургического профиля.

При этом показания свидетелей правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (по состоянию на 12.11.2018) у истицы не было необходимого стажа (30 лет) работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, пенсионный орган обоснованно отказал Севастьяновой Н.А. в назначении пенсии с этой даты.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Севастьяновой Н.А.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 26 апреля 2019 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Севастьяновой Натальи Анатольевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 12.11.2018, обязании включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы с 11.03.2015 по 31.05.2018 в должности операционной медицинской сестры кабинета экстракорпорального лечения в филиале *** в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 12.11.2018 отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: