Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 22.10.2019, опубликован на сайте 12.11.2019 под номером 84497, 2-я гражданская, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Земцова О.Б.                                                            Дело № 33-4126/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             22 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-945/19 по апелляционной жалобе Зининой Татьяны Александровны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Зининой Татьяны Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонному) о возложении обязанности по включению в льготном исчислении периода работы в должности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Зинина Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ- УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска, пенсионный орган) о возложении обязанности по включению в льготном исчислении периода работы в должности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указала, что она обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости, но в назначении такой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, ей было отказано. Рекомендовано с учетом того, что она продолжает работать в должности и учреждении дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, и при условии отсутствия периодов работы, не засчитываемых в специальный стаж согласно постановлению Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 обратиться с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии при наличии требуемой продолжительности специального стажа – 30 лет, учитывая нормы законодательства, действующего на дату возникновения права на пенсию.

С решением пенсионного органа не согласна, поскольку она обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением ею анестезиолого-реанимационной помощи больным по п. 20 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Комиссии по пенсионным вопросам реализации пенсионных прав граждан ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, так как зачитан период работы с 25 декабря 2007 года по настоящее время в календарном исчислении, а необходимо  год за один год и шесть месяцев. Данные обстоятельства подтверждаются ее трудовой книжкой и приказом. Согласно справке и трудовой книжки она с 25 декабря 2007 года и по настоящее время работает в должности медсестры - анестезиста хирургического отделения на полную ставку, при полном рабочем дне и в режиме полной рабочей недели и оказывает анестезиолого-реанимационную помощь больным. В должностные обязанности медсестры-анестезиста входит при возникновении на вызове реанимационной ситуации, организовывать и проводить в составе бригады реанимационные мероприятия в полном объеме. Решать вопросы оказания медицинской помощи, при необходимости госпитализации, определять способ транспортировки пациента. Работать по утвержденному графику без права сна (с правом отдыха), в свободное от вызова время находится в помещении ОСМП без права отлучаться с территории отделения, в постоянной готовности незамедлительного выезда или выхода к больному. До прибытия смены, оставаться на своем рабочем месте,  и при поступлении вызова выехать в составе бригады на вызов в любое время, оставшееся до окончания работы.

По уточненным требованиям просила обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонное) включить  ей период работы с 26 декабря 2007 года по 28 ноября 2018 года в должности медицинской сестры-анестезиста хирургического отделения как 1 год и 6 месяцев в льготном исчислении за каждый год работы в ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28 ноября 2018 года.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ГУЗ «Сенгилеевская районная больница», Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Зинина Т.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Поясняет, что с 26 декабря 2007 года и по настоящее время работает в должности медсестры -анестезиста хирургического отделения на полную ставку, при полном рабочем дне и в режиме полной рабочей недели и оказывает анестезиолого-реанимационную помощь больным. Полагает, что период работы с 26 декабря 2007 года по 28 ноября 2018 года в должности медицинской сестры-анестезиста хирургического отделения должен быть включен в её трудовой стаж в льготном исчислении, ссылаясь в обоснование своей позиции на нормы пенсионного законодательства. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Зинина Т.А., *** года рождения, 29 ноября 2018 года обратилась в ГУ –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).

Решением ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) №*** от 20 февраля 2019 года Зининой Т.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной деятельности. По подсчетам пенсионного органа стаж лечебной деятельности Зининой Т.А. на дату подачи ею заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил 25 лет 6 месяцев 21 день вместо установленных законом 30 лет лечебной деятельности.

В льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев пенсионным органом засчитан истице период с 5 июля 1995 года по 31 октября 1999 года в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения Сенгилеевской центральной районной больницы.

В календарном исчислении засчитан период с 1 ноября 1999 года по 28 ноября 2018 года в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения, а с 26 декабря 2007 года в должности медицинской сестры - анестезиста хирургического отделения ГУЗ «Сенгилеевская центральная  районная больница». Во включении в специальный стаж этого периода в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев пенсионным органом отказано, поскольку в соответствии с п.п «б» п.5 Правил от 29.10.2002 №781, а также перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев правом на льготное исчисление периодов работы пользуются медицинские сестры-анестезисты отделений, групп, палат анестезиологии-реанимации. Согласно перечням рабочих мест по Сенгилеевской центральной  районной больнице от 19.10.2001, 14.01.2002, 11.03.2014 стаж работы в качестве медицинских сестер хирургического отделения исчисляется в календарном порядке, так как группы, палаты анастезиологии-реанимации структурно в Сенгилеевской центральной районной больнице не выделены, следовательно, льготный порядок исчисления к указанному периоду не может быть применен (л.д.10-13, т1).

Из справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях, выданной ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» от 16.04.2019 Зининой Т.А. следует, что  Сенгилеевская центральная районная больница переименована в муниципальное учреждение здравоохранения «Сенгилеевская центральная районная больница» на основании постановления № 114 от 15.05.2000, затем переименована в государственное учреждение здравоохранения «Сенгилеевская центральная районная больница» с 01.01.2012 переименована в государственное учреждение здравоохранения «Сенгилеевская районная больница» с 19.06.2015. Истица с 5 июля 1995 года работала в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения Сенгилеевской ЦРБ, с 26 декабря 2007 года по настоящее время в должности медицинской сестры - анестезиста хирургического отделения. За период с 5 июля 1995 года по 31 октября 1999 года имеет право на льготное исчисление специального стажа один год работы за один год и шесть месяцев, как палатная медицинская сестра хирургического отделения (л.д.32, т.1).

Из материалов дела также следует, что по данным штатного расписания медицинского и другого персонала МУЗ «Сенгилеевская ЦРБ» на 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016. 2017, 2018, 2019 годы в хирургическом отделении больницы не выделены группы, палаты анестезиологии - реанимации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Зининой Т.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода ее работы с 26 декабря 2007 года  по 28 ноября 2018 года в должности медицинской сестры-анестезиста хирургического отделения как 1 год и 6 месяцев в льготном исчислении за каждый год работы в ГУЗ «Сенгилеевской районной больнице» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 28 ноября 2018 года  суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27  Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил  лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Данным Перечнем предусмотрена   медицинская сестра-анестезист в отделениях (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6.

Таким образом, с 1 ноября 1999 года  льготное исчисление стажа – год работы как год и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделений лечебных учреждений.

В соответствии с Положением об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденным  Приказом Минздрава СССР от 11 июня 1986 года №841, отделение (группа) анестезиологии-реанимации  организовывались в составе лечебно-профилактического учреждения (п.1.1). С разрешения Министерства здравоохранения союзной республики в составе отделения анестезиологии-реанимации могли быть организованы  палаты для реанимации и интенсивной терапии в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих определенное количество коек, в том числе хирургического профиля. В частности, для центральных районных больниц –  200 и более коек при наличии в больнице не менее 60 коек хирургического профиля (п. 2). 

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается законодателем не с любой работой в качестве медицинской сестры-анестезиста, а только с такой, которая имеет место в специальных структурных подразделениях лечебно-профилактических учреждений, где она имеет наиболее интенсивный характер.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в больнице  в оспариваемый истицей  период не было 200 коек и 60 коек хирургического профиля, поэтому отделение, группа либо палата  реанимации и интенсивной терапии в виде отдельного структурного подразделения  не создавались. Согласно справки №569 от 21 мая 2019 года, выданной ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» в состав отделения хирургии входит в качестве структурной единицы палата интенсивной терапии, а также имеется служба реанимации-анестезиологии (л.д.48, т.2). Должность  медицинской сестры - анестезиста на 2 ставки по штатному расписанию предусмотрена в составе хирургического отделения лечебного учреждения.

По показаниям допрошенной судом первой инстанции в качестве свидетеля А*** А.А. следует, что в хирургическом отделении ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» имеется две койки интенсивной терапии, кроме того в хирургическом отделении истицей оказывалась помощь больным, находящимся в тяжелом состоянии.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что созданная в ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» палата интенсивной терапии не может быть отнесена к структурному подразделению анестезиологии - реанимации и интенсивной терапии, работа в котором давала бы право истице на льготное исчисление медицинского стажа. 

Доводы апелляционной жалобы Зининой Т.А. о наличии оснований для исчисления периода ее работы с 26 декабря 2007 года  в льготном порядке в связи с работой в должности медицинской сестры- анестезиста хирургического отделения, в силу вышеизложенного, не являются основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зининой Татьяны Александровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: