Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете пенсии за выслугу лет
Документ от 29.10.2019, опубликован на сайте 13.11.2019 под номером 84496, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Евдокимова И.В.                                                                   Дело №33-4275/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              29 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1510/2019 по апелляционному представлению прокурора Мелекесского района Ульяновской области и апелляционной жалобе Сурмиевича Эдуарда Сергеевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 июля 2019 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах Сурмиевича Эдуарда Сергеевича к администрации муниципального образования «Мелекесский район» о признании отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет незаконным, понуждении к  перерасчету  пенсии за выслугу лет отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения представителя ответчика администрации Муниципального образования «Мелекесский район» Ильиной О.П., возражавшей против доводов апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы,  пояснения прокурора Федечко Ф.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, полагавшего решение суда подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя  в интересах Сурмиевича Э.С., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Мелекесский район» (далее – администрация МО «Мелекесский район») о признании отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет незаконным, понуждении к  перерасчету  пенсии за выслугу лет.

В  обоснование иска указал, прокурорской проверкой установлено, что распоряжением от 15.02.2002 № *** Сурмиевич Э.С. был освобожден от занимаемой должности руководителя финансового отдела в связи с уходом в отставку по возрасту и ему назначена муниципальная пенсия. На основании решения Совета депутатов муниципального образования «Мелекесский район» от 29.01.2009 № 1/13 отдел финансов администрации МО «Мелекесский район» реорганизован в Финансовое управление администрации МО «Мелекесский район». Решением комиссии по вопросам муниципальной службы муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 25.04.2011 утверждено соотношение должности начальника финансового отдела, замещаемой Сурмиевичем Э.С. на момент увольнения, к должности начальника отдела с правами юридического лица. По заявлению Сурмиевича Э.С. 07.12.2018 комиссией по вопросам муниципальной службы муниципального образования «Мелекесский район» принято решение рекомендовать Главе администрации отказать ему в перерасчете размера пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием оснований для расчета размера пенсии за выслугу лет от должностного оклада начальника управления. Пунктом 24 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Мелекесского района и муниципальные должности муниципальной службы Мелекесского района, утвержденным решением Совета депутатов Мелекесского района от 31.10.2001 № 11/100, действовавшего на момент выхода Сурмиевича Э.С. на пенсию, установлено, что размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении (повышении) в централизованном порядке денежного содержания (денежного вознаграждения) по соответствующей муниципальной должности муниципальной службы и включении необходимых средств в районный бюджет на соответствующий год, с момента увеличения денежного содержания (денежного вознаграждения). Распоряжениями и  постановлениями Главы администрации МО «Мелекесский район» неоднократно производился перерасчет размера ежемесячной доплаты к пенсии Сурмиевичу Э.С. Протоколом заседания комиссии по вопросам муниципальной службы №*** от 25.04.2011 Сурмиевичу Э.С. было установлено соотношение должности муниципальной службы как начальнику отдела. Учитывая, что в структуре Финансового управления в настоящее время имеется три отдела, каждый из которых возглавляется начальниками, а их денежное содержание ниже денежного содержания начальника Финансового управления, отказ в назначении пенсии за выслугу лет Сурмиевичу Э.С. как начальнику Управления противоречит требованиям законодательства о муниципальной службе, действовавших и действующих муниципальных правовых актов и подлежит пересмотру. По данному факту 15.01.2019 прокуратурой района в адрес Главы администрации МО «Мелекесский район» вносилось представление об устранении нарушений закона, в удовлетворении которого было отказано.

Просил признать отказ администрации МО «Мелекесский район» в перерасчете пенсии за выслугу лет Сурмиевичу Э.С. исходя из денежного содержания начальника управления, незаконным и обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Сурмиевичу Э.С.,  исходя из денежного содержания начальника управления.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор не соглашается с решением суда,  просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование представления указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права. Отмечает, что помощником прокурора заявлялось, в судебном заседании ходатайство о приобщении уточненного искового заявления, однако в его удовлетворении было безосновательно отказано. Обращает внимание на то, что в связи с отказом в приобщении уточненного искового заявления доводы иска были уточнены устно, при этом в решении суда данные доводы прокурора не приведены, и оценка судом им не дана. Поясняет, что Сурмиевич Э.С. был уволен не с должности начальника финансового отдела, а освобожден от занимаемой должности руководителя финансового отдела в связи с уходом в отставку по возрасту и ему назначена муниципальная пенсия. В подтверждение своей позиции ссылается на Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Мелекесского района и муниципальные должности муниципальной службы Мелекесского района, утвержденное решением Совета депутатов Мелекесского района от 31.10.2001 №11/100, которое действовало на момент выхода Сурмиевича Э.С. на пенсию. Решением Совета депутатов МО «Мелекесский район» №25\226 27.04.2011 было принято новое Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих МО «Мелекесский район» Ульяновской области. Согласно частям 1, 8 статьи 4 нового Положения, пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов от среднемесячного заработка муниципального служащего и ее размер увеличивается на 3 процента указанной в части 1 настоящей статьи величины за каждый полный год стажа муниципальной службы, превышающего 15 лет, но не более чем до 75 процентов. Считает, что с момента утверждения Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих решением Совета депутатов МО «Мелекесский район» от 27.04.2011 № 25/226 администрация МО «Мелекесский район» при повышении в централизованном порядке размера денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы была обязана учитывать увеличение размера денежного содержания по аналогичной должности в органе- правопреемнике, то есть в Финансовом управлении администрации МО «Мелекесский район», исходя из денежного содержания начальника управления. Выражает несогласие с тем, что администрация МО «Мелекесский район», применяла установленный Положением о муниципальной службе в МО «Мелекесский район», утвержденный решением Совета депутатов МО «Мелекесский район» от 04.03.2009 №2/26, а затем – Положением о муниципальной службе в МО «Мелекесский район», утвержденным решением Совета депутатов МО «Мелекесский район» от 30.11.2011 №35/324, предельный норматив размера должностного оклада начальника отдела, наделенного правами юридического лица, предусмотренный приложением №7.  При этом, какого – либо нормативного обоснования применения именно предельного  норматива размера должностного оклада, установленного Положением о муниципальной службе не имеется.  В материалах дела не имеется доказательств тому, что размер пенсии за выслугу лет Сурмиевичу Э.С. рассчитывается исходя из должностного оклада (должности при увольнении) и повышающих коэффициентов.    Между тем полагает, что имеющиеся в личном деле Сурмиевича Э.С. листы выплаты пенсии за выслугу лет муниципальному служащему не являются документальным подтверждением сумм произведенных выплат. Утверждает, что судом не учтен довод прокурора о том, что необходимо было применить норму ч. 8 ст. 6 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих в редакции от 27.04.2011 №25/226. Не согласен со ссылкой суда на ч. 8 ст. 6 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих в действующей редакции, из которой норма об учете увеличения размера денежного содержания по аналогичной должности в органе- правопреемнике исключена. Добавляет, что в соответствии с данной нормой назначенная муниципальному служащему пенсия за выслугу лет при централизованном повышении размеров денежного содержания муниципальных служащих индексируется уполномоченным органом в порядке, установленном администрацией муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, с учетом положений, предусмотренных статьей 4  указанного Положения. Считает ошибочной ссылку суда на Приложение №7 к Положению о пенсионном обеспечении муниципальных служащих.

В апелляционной жалобе Сурмиевич Э.С. также не соглашается с решением суда, считает его несправедливым, просит его отменить, удовлетворить иск прокурора.  В обоснование жалобы указывает, что решение суда противоречит Закону Ульяновской области №179 –ЗО от 9.11.2010 «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» и приложению к Закону Ульяновской области  №163-ЗО от 7.11.2007 «О муниципальной службе в Ульяновской области», а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 1996 года № 83, пункту 15 «О выплате муниципальному служащему за выслугу  лет». Выражает несогласие с тем, что после прокурорской проверки исковое заявление прокурора было направлено сначала в Мелекесский районный суд, а потом по подсудности в Димитровградский городской суд. Автор жалобы, не согласен, с тем, что ему отказано в перерасчете пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя третьего лица – ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное), извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и представлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сурмиевич Э.С. являлся муниципальным служащим, распоряжением главы администрации Мелекесского района Ульяновской области от 15.02.2002 №*** в связи с уходом в отставку он был освобожден от занимаемой муниципальной должности руководителя финансового отдела администрации Мелекесского района (л.д.21, т.1).

Распоряжением главы администрации Мелекесского района Ульяновской области от 15.02.2002 №158-р-к «Об установлении ежемесячной доплаты  к государственной пенсии» истцу, как ранее замещавшему муниципальную должность руководителя финансового отдела администрации Мелекесского района с 19 февраля 2002 года исходя из стажа муниципальной службы 36 лет была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в сумме 857 руб. 77 коп. (л.д.44, т.1).

Указанное распоряжение было принято на основании  решения комиссии №1 от 6 февраля 2002 года по вопросам муниципальной службы Мелекесского района.

Ежемесячная доплата была установлена за счет средств местного бюджета на период получения государственной пенсии и с последующим перерасчетом надбавки после повышения заработной платы по должности в установленном порядке по Положению «Об установлении выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим  муниципальные должности Мелекесского района и муниципальные должности муниципальной службы Мелекесского района».

Решением Совета депутатов МО «Мелекесский район» Ульяновской области №3\33 от 21 апреля 2009 года утверждено «Положение о Финансовом управлении администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области. Этим же решением  со дня вступления в силу настоящего решения признано утратившим силу решение Совета депутатов МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 11 декабря 2006 года № 14\153 «Об утверждении Положения об отделе финансов администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области. (л.д.197, т.1).

Размер пенсии за выслугу лет истца рассчитывается от должностного оклада начальника отдела, наделенного правами юридического лица в соответствии с решением комиссии по вопросам муниципальной службы МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 25 апреля 2011 года (протокол №1 заседания комиссии по вопросам муниципальной службы МО «Мелекесский район» Ульяновской области). На заседании указанной комиссии было принято решение о соотношении наименований должностей лиц, уволенных с муниципальной службы из муниципального образования  «Мелекесский район» и получающих муниципальную пенсию, с наименованием должностей муниципальной службы по действующему законодательству, в частности в отношении Сурмиевича Э.С. утверждено соотношение должности начальник финансового отдела – начальник отдела с правами юридического лица (л.д.80-81, т.1).

Данное решение комиссии по вопросам муниципальной службы МО «Мелекесский район» Ульяновской области не оспорено, незаконным не признано, в связи с этим доводы апелляционного представления о незаконности решения комиссии о соотношении должностей, подлежат отклонению.

15 ноября 2018 года Сурмиевич Э.С. обратился в комиссию по вопросам муниципальной службы муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет от месячного должностного  оклада начальника Финансового управления в связи с тем, что финансовый отдел, с должности руководителя которого он ушел в отставку по возрасту реорганизован в Финансовое управление.

Решением комиссии от 7 декабря 2018 года Главе администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области рекомендовано отказать Сурмиевичу Э.С. в перерасчете размера пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием оснований для расчета пенсии за выслугу лет от должностного оклада начальника Управления (л.д.24-26, т.1).

Распоряжением Главы администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области №307 от 7 декабря 2018 года Сурмиевичу Э.С. было отказано в перерасчете размера пенсии за выслугу лет от должностного оклада начальника Управления (л.д.23, т.1).

Не согласившись с данным распоряжением, истец обратился к прокурору  Мелекесского района Ульяновской области с заявлением о необходимости защиты его интересов, после чего прокурор в интересах Сурмиевича Э.С. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним, судебная коллегия не усматривает.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Аналогичное положение содержится в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Как указано выше распоряжением Главы администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 15.02.2002 №158-р «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» с 19 февраля 2002 года истцу, исходя из стажа муниципальной службы 36 лет, была установлена ежемесячная доплата к пенсии в сумме 857 руб. 77 коп.

Приложением 7 к Положению о муниципальной службе в МО «Мелекесский район», утвержденным решением Совета депутатов от 30.11.2011 №25\324 утверждены новые предельные нормативы размеров должностных окладов. В 2011 году было утверждено соотношение должности истца при увольнении с должностью – начальник отдела с правом юридического лица.

Законом Ульяновской области от 07.11.2007 №163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» установлено соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. В приложении №2 к указанному Закону должность начальника управления и начальника отдела (для руководителей органов местной администрации, наделенных правами юридического лица) соотнесены с должностью заместителя директора департамента в министерстве, агентстве. Таким образом, максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, размер пенсии за выслугу лет Сурмиевичу Э.С. рассчитан исходя должностного оклада (должности при увольнении) и повышающих коэффициентов.

На момент прекращения трудовых отношений истца как руководителя финансового отдела администрации Мелекесского района в феврале 2002 года финансовый отдел руководствовался Положением о финансовом отделе администрации Мелекесского района, утвержденным распоряжением Главы администрации Мелекесского района Ульяновской области от 30.10.1995 №550-р, где определены задачи и полномочия отдела, которые существенно отличаются от полномочий Финансового управления, установленным решением Совета депутатов МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 21.04.2009 №3\33 «Об утверждении Положения о Финансовом управлении администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (л.д.194-196, 197-205, т.1). 

Полномочия Финансового Управления администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области существенно расширились, оно имеет структурные подразделения (бюджетный отдел, отдел по учету, отчетности и исполнению бюджета, отдел по планированию и исполнению доходов консолидированного бюджета, отдел казначейства исполнения консолидированного бюджета), которые не были поименованы в финансовом отделе Мелекесского района.

Учитывая вышеизложенное решение суда об отказе в перерасчете истцу пенсии за выслугу лет, исходя из денежного содержания начальника Финансового Управления, является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах апелляционное представление прокурора и апелляционная жалоба Сурмиевича Э.С. удовлетворению не подлежат.

Первоначально дело было принято к производству Мелекесского районного суда Ульяновской области, затем на основании определения суда от 13 мая 2019 года  передано по подсудности в Димитровградский городской суд Ульяновской области в соответствии с положениями ст. 28 ГПК РФ по месту нахождения ответчика – Администрации МО «Мелекесский район». При таких обстоятельствах указание в апелляционной жалобе на необоснованную передачу дела по подсудности в Димитровградский городской суд Ульяновской области, подлежит отклонению.

Вопреки доводам апелляционного представления, заявленные прокурором требования, разрешены судом  с учетом положений статьи 196 ГПК РФ. В принятии уточненных исковых требований прокурору было отказано, поскольку в них были заявлены дополнительные требования (протокол судебного заседания  от 28.06-09.07.2019 л.д.3 оборот, т.2).

Ссылка в апелляционной жалобе на  пункт 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 1996 года № 83 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» безосновательна, поскольку данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.11.1999 № 1233.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы и представления не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Мелекесского района Ульяновской области и апелляционную жалобу Сурмиевича Эдуарда Сергеевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: