Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Налоги, расчет из кадастровой стоимости
Документ от 05.11.2019, опубликован на сайте 12.11.2019 под номером 84459, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Миллер О.В.                                                            Дело № 33а-4448/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                           05 ноября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шиловой Людмилы Васильевны на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 23 июля 2019 года по делу №2а-2531/2019, по которому постановлено:

 

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска к Шиловой Людмиле Васильевне о взыскании задолженности  по налогу на имущество физических лиц, пени, штрафа удовлетворить.

Взыскать с Шиловой Людмилы Васильевны, *** года рождения, проживающей по адресу:  *** в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год – 58 463 руб., за 2016 год – 67 740 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 315 руб. 51 коп., штраф по п.1 ст.119 НК РФ – 500 рублей, а всего 127 018 руб. 51 коп.

Взыскать с Шиловой Людмилы Васильевны  в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 740 рублей 37 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Шиловой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г.Ульяновска – Новожениной Н.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району г.Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шиловой Л.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени, штрафа.

В обоснование исковых требований указала, что на налоговом учете в ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска состоит Шилова Л.В., ***. В базе данных Инспекции имеются сведения о налогооблагаемом имуществе: иные строения, помещения и сооружения, площадью 289,46 кв.м, налоговая база  по состоянию на 01.01.2013 – 2 548 517 руб., вид права – собственность, дата государственной регистрации права – 14.06.2008.

Налог на имущество за 2015 год за указанный объект составил 58 462 руб. 98 коп.  (2923149 (инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора) х 2% (налоговая ставка)) х 12 (месяцев владения).

Налог на имущество за 2016 год за указанный объект составил 67 740 руб. (3386979 (инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора) х 2% (налоговая ставка)) х 12 (месяцев владения).

Налоговое уведомление №78194091 от 16.10.2018 было передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, срок уплаты налога - 06.12.2018. В установленный срок налог на имущество физических лиц не уплачен.

Кроме того, Шилова Л.В. не представила в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 год. Срок предоставления налоговой декларации - не позднее 30.04.2015, фактически декларация была представлена 20.05.2015.

Таким образом, Шилова Л.В. нарушила пп.4 п.1 ст.23 НК РФ, п.1 ст.229 НК РФ. Ответственность за данное налоговое правонарушение предусмотрена п.1 ст. 119 НК РФ. В связи с непредставлением налоговой декларации за 2014 год в установленный срок решением налоговой инспекции № 2041 от 15.10.2015 Шилова Л.В. привлечена к ответственности по п.1 ст. 119 НК к штрафу 500 руб. (в соответствии с п.3 ст.114 НК РФ штраф снижен в 2 раза 1000/2)

В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией было направлено требование об уплате налога и пени, штрафа №4295 от 09.12.2015, №25993 от 17.12.2018.

В связи с этим налоговая инспекция просила взыскать с Шиловой Л.В.  задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год – 58 463 руб.; за 2016 год – 67 740 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 315 руб. 51 коп., штраф по п.1 ст.119 НК РФ – 500 руб., а всего         127 018 руб. 51коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Шилова Л.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает на пропуск налоговым органом срока для направления ей налогового уведомления. Считает, что действия налогового органа нарушают ее права, поскольку ей не была предоставлена льгота, предусмотренная ст.407 НК РФ. Помещение не используются ей для извлечения прибыли.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска   просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом указывает, что на основании заявления Шиловой Л.В. от 06.09.2019 с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 10-П от 15.02.2019, Шиловой Л.В. был произведен перерасчет налога за 2016 и 2017 годы из расчета кадастровой стоимости земельного участка, равной 1 643 312 руб. 88 коп. Размер налога за 2016 год составил 8217 руб. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 06.05.2016, оснований для перерасчета налога из кадастровой стоимости за 2015 год не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на налоговом учете в ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска состоит Шилова Л.В., ИНН ***

Шилова Л.В. является собственницей помещения площадью 289,46 кв.м, дата государственной регистрации права – 14.06.2008.

В соответствии со статьями 400-401 НК РФ она является плательщиком налога на имущество.

Частями 1 и 2 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что  налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

На территории Ульяновской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2018 года (Закон Ульяновской области о единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения от 22.09.2017 №112-30).

В связи с этим налоговый орган произвел Шиловой Л.В. расчет налога на имущество физических лиц за 2015-2016гг. исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Согласно ч. 4 ст. 406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах: если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 500000 рублей - ставка налога свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.

Размер инвентаризационной стоимости принадлежащего Шиловой Л.В. объекта недвижимости составляет  2 548 517 руб.

Коэффициент-дефлятор на 2015 год установлен в размере 1,147, на 2016 год - 1,329.

С учетом этого размер налога на имущество за 2015 год, исходя из инвентаризационной стоимости помещения, составил 58 463 руб. (2 923 149 руб. (инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора) х 2% (налоговая ставка)) х 12 (месяцев владения).

Размер налога на имущество за 2016 год составил 67 744 руб. (3 386 979 руб. (инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора) х 2% (налоговая ставка)) х 12 (месяцев владения).

Соответствие пунктов 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации Конституции РФ было предметом рассмотрения Конституционного суда РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 февраля 2019 года №  10-П, для недопущения существенного (во всяком случае - в два раза и более) различия в размере налога на имущество физических лиц (в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости), а также соответствующих им размеров налоговых ставок, то есть для недопущения ситуаций, свидетельствующих о несправедливом налогообложении имущества граждан, следует исходить из того, что, если применительно к конкретному налогооблагаемому объекту недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте Российской Федерации для целей налогообложения, в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки. Отсутствие возможности исходить в указанных случаях из кадастровой (рыночной) стоимости и соответствующих ставок налога на имущество означало бы, в нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3), недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения. Поэтому не должны являться препятствием к использованию для целей налогообложения кадастровой или рыночной стоимости объекта недвижимости неудобства, связанные с налоговым администрированием, поскольку цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года № 3-П, от 17 января 2018 года № 3-П). В случае, если сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости имущества, существенно (в два раза и более) превышает сумму налога, исчисляемую по кадастровой стоимости (без учета положений пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик вправе требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора) использования в целях исчисления налога на имущество физических лиц сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки.

Из представленных суду апелляционной инстанции сведений следует, что кадастровая стоимость в отношении принадлежащего Шиловой Л.В. здания установлена 06.05.2016 и составила 1 643 314 руб. 88 коп.  

Кадастровая стоимость принадлежащего Шиловой Л.В. помещения, учитывая дату её установления – 06.05.2015, может быть применена для расчета налога только с указанной даты, то есть при расчете налога за 2016 год.

В силу положений подпункта 3 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Размер налога, исходя из кадастровой стоимости помещения, составляет 8 217 руб. (1 643 314,88 руб. (кадастровая стоимость) х 0,5% (ставка налога). 

Поскольку указанный размер налога существенно ниже размера налога, рассчитанного из инвентаризационной стоимости помещения, с учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, размер налога на имущество за 2016 год в отношении принадлежащего Шиловой Л.В. помещения должен исчисляться из его кадастровой стоимости.

Налог на имущество за 2015 год подлежит исчислению из инвентаризационной стоимости помещения.

Предусмотренная ст. 48 НК РФ процедура и срок взыскания недоимки по налогу налоговой инспекцией соблюдены.

В налоговом уведомлении № 78194091 от 16.10.2018 был указан срок уплаты налога  - 06.12.2018.

В установленный в уведомлении срок налог уплачен не был.

В связи с этим в адрес Шиловой Л.В. было направлено требование № 25993 от 17.12.2018 об уплате недоимки по налогу в сумме 126 203 руб. и пени в сумме 315 руб. 51 коп. в срок до 10.01.2019.

Поскольку в указанный срок недоимка по налогу и пени уплачена не была, налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа.

22.03.2019 мировым судьей судебного участка № 7 Заволжского района г.Ульяновска был выдан судебный приказ о взыскании с Шиловой Л.В. недоимки по налогу, пени и штрафа.

29.03.2019 указанный приказ был отменен по заявлению Шиловой Л.В.

В суд с настоящим иском налоговый орган обратился 21.06.2019, то есть в пределах предусмотренного законом срока.

Довод Шиловой Л.В. об освобождении её от уплаты налога в связи с пропуском налоговой инспекцией срока направления ей налогового уведомления, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным.

На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ).   

В данном случае в налоговом уведомление №78194091 от 16.10.2018 (передано   Шиловой Л.В. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика) указана сумма налога на имущество за 2015 и 2016 годы, то есть не более, чем за три налоговых периода, предшествующих направлению налогового уведомления, что соответствует вышеприведенным положениям законодательства.

Обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание как не соответствующий положениям действующего законодательства довод   Шиловой Л.В. об освобождении её от уплаты налога на основании ст.407 НК РФ.

Принадлежащее Шиловой Л.В. помещение не подпадает под категорию помещений, в отношении которых пенсионеры имеют право на налоговую льготу.

Ранее (до 2015 года) льгота по уплате налога за указанное помещения предоставлялась Шиловой Л.В. на основании Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Вместе с тем указанный закон утратил свою силу с 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

Довод Шиловой Л.В. о необоснованности взыскания с неё штрафа ввиду пропуска срока его взыскания, является несостоятельным.

Согласно пп.4 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии п.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В установленный законом срок Шилова Л.В. не представила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 год (по сроку представления не позднее 30.04.2015). Фактически декларация была представлена 20.05.2015.

Таким образом, Шилова Л.В. нарушила пп.4 п.1 ст.23 НК РФ, п.1 ст.229 НК РФ, ответственность за данное налоговое правонарушение предусмотрена п.1 ст. 119 НК РФ.

Согласно п.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В связи с не представлением в установленный срок налоговой декларации за 2014 год решением налоговой инспекции № 2041 от 15.10.2015 Шилова Л.В. была привлечена к ответственности по п.1 ст. 119 НК к штрафу 500 руб. (в соответствии с п.3 ст.114 НК РФ штраф снижен в 2 раза – 50% от суммы штрафа 1000 руб.). Данное решение в установленном законом порядке оспорено Шиловой Л.В. не было.

В соответствии со ст. 45 НК РФ Шиловой Л.В. было направлено требование № 4295 от 09.12.2015 об уплате штрафа в срок до 29.12.2015 (л.д. 30).

В установленный законом срок штраф уплачен не был. 

Поскольку размер штрафа составлял менее 3000 руб., оснований для его взыскания в судебном порядке не имелось в течение 3х лет.

Впоследствии требование об уплате указанного штрафа было предъявлено налоговой инспекцией одновременно с требованием об уплате недоимки по налогу на имущество за 2015 и 2016 год и пени при обращении к мировому судье. Таким образом, предусмотренный ст. 48 НК РФ срок предъявления требования об уплате штрафа не пропущен.  

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения в связи с перерасчетом размера налога на имущество за 2016 год, пени и госпошлины.

Согласно ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки от суммы не уплаченного    налога (не полностью уплаченного   налога), просроченных авансовых платежей начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Расчет пени: период просрочки – с 6 по 16 декабря 2018 включительно (10 дней), сумма  недоимки - 66 679,98 руб.  Размер пени - 166,70 руб.

Размер госпошлины 2 220,40 руб. (цена иска 67 346,70 руб.). В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ госпошлина подлежит взысканию в местный, а не в федеральный бюджет. 

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 23 июля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска к Шиловой Людмиле Васильевне о взыскании задолженности  по налогу на имущество физических лиц, пени, штрафа удовлетворить частично.

Взыскать с Шиловой Людмилы Васильевны, 18.07.1950 года рождения, ИНН *** в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год – 58 463 руб., за 2016 год –8 217 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 166 руб. 70 коп., штраф по п.1 ст.119 НК РФ – 500 рублей, а всего 67 346 руб. 70 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований оказать.

Взыскать с Шиловой Людмилы Васильевны  госпошлину в доход местного бюджета в размере 2220,40 руб.

 

Председательствующий

 

Судьи: