Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание проекта планировки
Документ от 29.10.2019, опубликован на сайте 05.11.2019 под номером 84356, 2-я гражданская, о признании постановления недействующим в части, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                        Дело № 33а-4577/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                             29 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации  города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 июля 2019 года, с учетом определения того же суда  об исправлении описки  от 15 августа 2019 года,  по  делу № 2а-2889/2019, по которому постановлено:

 

административный иск Савина Сергея Александровича, Пуганова Антона Владимировича удовлетворить.

Признать проект планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденный постановлением Главы города Ульяновска № 5294 от 7 июля 2009 года «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», не действующим с 8 июля 2009 года в части утверждения границы «красной линии», проходящей по земельному участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: ***,  и зданию магазина, расположенному на данном земельном участке.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Ульяновск» опубликовать сообщение о состоявшемся решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Ульяновск сегодня».

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  возражения  представителя  Савина С.А.  и Пуганова А.В. - Трифоновой  О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Сальникова А.А. о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия,

 

установила:

Савин С.А., Пуганов А.В. обратились в суд с административным иском к  администрации г.Ульяновска о  признании проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного постановлением Главы города Ульяновска от 07.07.2009 № 5294 «Об утверждении проекта планировки территории муниципального образования «город Ульяновск» недействующим в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером *** общей площадью 1161,0 кв.м, расположенному по адресу: *** и объекту недвижимости — зданию магазина на данном земельном участке.

В обоснование требований указали, что  они  являются собственниками помещений здания, расположенного по адресу: ***.

Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 1161 кв.м, расположенном по адресу: ***, с разрешенным использованием: под магазин.

Земельный участок под существующим зданием принадлежит  им  на праве аренды на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с множественностью лиц на стороне арендатора от 26.10.2016 № 24/01/А-2016-343, заключенного с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

На данном земельном участке расположено здание магазина, помещения в котором принадлежат  им на  праве собственности, а также  же  ООО «Вита» (доля в праве 7/100) и  ООО «Юниор К» (доля в праве 7/100).

Согласно договору аренды ограничений и обременений на земельный участок не зарегистрировано.

В  целях  осуществления  реконструкции  здания  магазина  в  декабре  2018  года  они обратились за получением градостроительного плана земельного участка, который им был выдан.

Выданный градостроительный план земельного участка содержит ограничения и обременения, препятствующие в дальнейшем получению разрешения на строительство (реконструкцию), поскольку по части земельного участка и здания проходят красная линия, утвержденная постановлением мэрии города Ульяновска № 5294 от 07.07.2009.

До принятия оспариваемого постановления красные линии в отношении земельного участка проходили, не пересекая здание и земельный участок.

В оспариваемом проекте планировки красная линия установлена без учета существующего объекта недвижимости, построенного до утверждения проекта планировки, и юридических границ земельного участка, сформированного до утверждения проекта планировки.

Судом к участию привлечен прокурор Ленинского района города Ульяновска,

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска и Управление  архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не соглашаются с решением суда, просят его отменить.

В обоснование указывает, что по Генеральному плану города Ульяновска спорный земельный участок частично расположен на территории, планируемой для развития инженерной и транспортной инфраструктуры. Таким образом, оспариваемый проект разработан в соответствии с документом территориального планирования высшей юридической силы, что соответствует требованиям ст.9, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Красная линия и планируемая красная линия не являются препятствием для использования земельного участка и не нарушают прав и законных интересов административных истцов.

Кроме этого, указывают на недоказанность нарушения прав и законных интересов истцов, поскольку в администрацию города Ульяновска от истцов  не поступало заявление о выдаче разрешения на реконструкцию здания, в связи с чем отказ им также не выдавался. Признание проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск» недействующим в части утверждения красной линии не влечет за собой отмену Генерального плана города, а, следовательно, не восстановит нарушенные, по мнению административных истцов, права. В тоже время красная линия не пересекает объект недвижимого имущества и не влечет невозможность его использования в соответствии с видом разрешенного использования под магазин.  

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Савина С.А., Пуганова А.В. – Трифонова О.В., прокурор Ленинского района города Ульяновска не соглашаются с доводами апелляционной жалобы, просят  решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание  кроме  представителя  Савина С.А., Пуганова А.В. - Трифоновой О.В.,  прокурора Сальникова А.А., другие лица, участвующие в деле, не  явились, извещены  надлежащим образом о  дате и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что административные истцы являются собственниками помещений  в здании по адресу: г***, Пуганову А.В. принадлежат  63/100 доли, Савину С.А. - 12/100 долей,  25/100 долей. Кроме них собственниками являются ООО «Вита» (доля в праве 7/100) и  ООО «Юниор К» (доля в праве 7/100).

Право собственности на здание возникло у Савина С.А. на основании договора от 26.07.2005, заключенного с ООО «ПРИОР», дополнительного соглашения от 08.09.2005, договора от 10.07.2008, у Пуганова А.В. – на основании  договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.08.2013.

Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером *** общей площадью 1161 кв.м, по адресу: ***, с разрешенным использованием: под магазин.

Земельный участок передан истцам на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, со множественностью лиц на стороне арендатора от 26.10.2016 № 24/01/А-2016-343, заключенного с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Земельный участок стоит на кадастровом учете с 1998 года, здание возведено до 2001 года, что подтверждается техническим паспортом по состоянию на 25.01.2001.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что до принятия оспариваемого постановления красные линии в отношении земельного участка по адресу: ***, и здания магазина, расположенного на данном земельном участке, имеющему адрес: ***,  не проходили по вышеуказанным земельному участку и зданию.

Красная  линия, установленная оспариваемым Постановлением, проходит по земельному участку и принадлежащим  истцам  объекту недвижимости. В ходе судебного разбирательства данный  факт  ответчиком не опровергнут, о проведении  по делу  судебной экспертизы  ответчиком  не заявлялось.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истцов о  признании недействительным постановления Главы города Ульяновска от 07.07.2009 № 5294 «Об утверждении проекта планировки территории Железнодорожного района МО «город Ульяновск» в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: ***,  и зданию магазина, расположенному на данном земельном участке.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч.1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003                № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.  1 и 3 ч.3 ст. 8, ч. 1 ст.24 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской  Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования с установлением границ территориальных зон. Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования и должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (подп. 1 и 4 ч.1 ст. 34, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Градостроительные регламенты, каждый из которых действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования, определяют правовой режим земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 и 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.18, ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно подп. «б» п.1, п. 3 ч.5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (п.1 ч.1 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (ч.13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998  № 18-30 «РДС 30-201-98», проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 25.02.2016  № 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998  № 18-30).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

До принятия оспариваемого постановления красные линии в отношении земельного участка по адресу: *** и здания магазина, расположенного  на данном земельном участке, имеющему адрес: *** не проходили  по  вышеназванным  земельному участку и зданию.

В данном случае красная линия установлена без учета существующего объекта недвижимости – здания магазина, и  юридических границ  земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы  о том, что установление красной линии не нарушает прав истцов, поскольку не препятствует им  в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, являются  несостоятельными.

Красные линии по  *** были утверждены  без учета  границ  земельного участка, находящегося в аренде у истцов, а также  существующего объекта недвижимости – здания магазина, принадлежащего в том числе истцам, чем нарушены  их права. Данное нарушение должно быть устранено.

Кроме того, в результате отнесения части земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, к землям общего пользования,   собственники   лишаются права распоряжения, владения и пользования этим объектом. Прохождение красной линии по земельному  участку также является нарушением прав и законных интересов  административных истцов, поскольку в чертеже градостроительного  плана земельного участка зона допустимого размещение объекта указана с учетом красной линии, проходящей по земельному участку.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 июля                    2019 года, с учетом определения того же суда  об исправлении описки  от                       15 августа 2019 года оставить без изменения,  апелляционные жалобы администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: