Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 29.10.2019, опубликован на сайте 08.11.2019 под номером 84324, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                Дело № 33-4406/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              29 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2569/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 июля 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Катковой Галины Васильевны удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №4» выписывать Катковой Галине Васильевне льготный рецепт на лекарственный препарат *** согласно решению врачебной комиссии государственного учреждения здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» от 07.12.2018.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Катковой Галины Васильевны возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственного препарата в размере 178 030 руб.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи  Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Катковой Г.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области и государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №4» (далее - ГУЗ «Городская поликлиника №4») о выдаче рецептов на получение лекарственного препарата и возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственного препарата. В обоснование требований указал, что Каткова Г.В. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом: *** Решением врачебной комиссии ГУЗ «ОКОД» от 07.12.2018 Катковой Г.В. показана терапия - ***, 1 раз в 28 дней, длительно, но ГУЗ «Городская поликлиника № 4» необоснованно отказано в выписывании истцу данного лекарственного препарата ввиду его отсутствия, соответственно, Министерством здравоохранения Ульяновской области истец указанным препаратом не обеспечивалась. Согласно ответу ГУЗ «Городская поликлиника №4» от 20.03.2019 Каткова Г.В. включена в лист ожидания на получение препарата в феврале и марте 2019, между тем, данные действия действующими порядками оказания медицинской помощи не предусмотрены, а терапия *** врачами-*** назначена истцу еще в ноябре 2018 года. В связи с этим Каткова Г.В. вынуждена была приобретать препарат *** на собственные средства, затратив на эти цели 202 780 руб. Считает, что указанная сумма подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Ульяновской области. Просил обязать ГУЗ «Городская поликлиника №4» выписывать Катковой Г.В. льготные рецепты на лекарственный препарат ***, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Катковой Г.В. в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственного препарата *** 202 780 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт.

В возражениях на апелляционную жалобу Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области и прокурор Засвияжского района города Ульяновска просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Каткова Г.В. является инвалидом *** группы, имеет заболевание: ***, наблюдается по месту своего жительства в ГУЗ «Городская поликлиника №4». Решением врачебной комиссии ГУЗ «ОКОД» от 07.12.2018 Катковой Г.В. показана терапия - ***, 1 раз в 28 дней, длительно, но лечебно-профилактическим учреждением ГУЗ «Городская поликлиника № 4» было отказано в выписывании истцу данного лекарственного препарата, она включена в «лист ожидания» препарата ввиду его отсутствия,  в связи с чем Каткова Г.В. была вынуждена приобрести спорный лекарственный препарат на собственные средства.

Поскольку до настоящего времени истец не обеспечена лекарственным препаратом, денежные средства на его приобретение ей не возмещены, прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Катковой Г.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее  - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С 00-С-97).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2017 г. № 2323-р был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, в число которых  включен препарат ***.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492 (далее - Федеральная программа).

В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. Таким органом в Ульяновской области является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

На основании вышеуказанных нормативных правовых актов, учитывая наличие решения врачебной комиссии о нуждаемости Катковой Г.В.  в лекарственном препарате ***, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора.

Доводы, приведённые Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они не основаны на вышеуказанных нормативных правовых актах и фактических обстоятельствах дела.

При этом обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: