Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 30.10.2019, опубликован на сайте 06.11.2019 под номером 84303, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-250/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

30 октября 2019 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Игуменова Игоря Алексеевича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Игуменов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков:

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанными объектами недвижимости истец владеет на праве собственности, является плательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января    2011 г. утверждена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 6 642 840 руб. 36 коп., земельного участка с кадастровым номером *** – 1 453 480 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 4 879 540 руб.

Согласно отчету независимого оценщика об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 30 июля 2019 г. рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2011 г. определена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 1 067 368 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 784 042 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 233 544 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца, как владельца земельных участков, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.

С учетом уточнения заявленных требований административный истец просил установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы, восстановить срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Ткачев В.С. заявление поддержал по изложенным в нем доводам.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении государственной кадастровой оценки земель и утверждении ее результатов, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве указал на то, что возражений против пересмотра кадастровой стоимости земельных участков не имеет.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указывает, что право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости не оспаривает, решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель администрации МО «Новоспасский район» в письменном отзыве возражал против удовлетворения заявленных требований в связи с пропуском пятилетнего срока для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Игуменов И.А. является собственником земельных участков:

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.

Право собственности на земельные участки зарегистрировано за административным истцом 21 января 2019 г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в ЕГРН 27 декабря 2011 г., следовательно, пятилетний срок истек 27 декабря 2016 г. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области не обращался, заявление подано им в суд 16 августа 2019 г., то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца, очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Право собственности на земельные участки возникло у административного истца по истечении пятилетнего срока для подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что на основании Постановления Правительства Ульяновской области № 614-П от        14 декабря 2011 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ульяновской области» кадастровая стоимость установлена на 1 января 2011 г. в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 6 642 840 руб. 36 коп., земельного участка с кадастровым номером *** – 1 453 480 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 4 879 540 руб.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью участков, рассчитанной независимым оценщиком, и их кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 167/030-2019 от 10 октября 2019 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельных участков по состоянию на     1 января 2011 г. составляла: земельного участка с кадастровым номером *** – 1 966 875 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 470 960 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 1 581 080 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованными лицами заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости земельного участка, производство которой было поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск», предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административного истца, который оплату не произвел. Экспертное учреждение ходатайствовало о взыскании расходов по экспертизе при вынесении решения.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость объектов недвижимости, установленная судом по результатам судебной экспертизы, значительно ниже их кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 г., расходы по производству судебной экспертизы подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В рассматриваемом деле таковым органом является Правительство Ульяновской области, поэтому судебные издержки подлежат взысканию с Правительства Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Игуменова Игоря Алексеевича о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на           1 января 2011 г.:

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** в размере его рыночной стоимости – 1 966 875 руб.;

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** в размере его рыночной стоимости – 470 960 руб.;

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** в размере его рыночной стоимости – 1 581 080 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 16 августа 2019 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***.

Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» расходы по проведению экспертизы 60 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина