Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочное назначение пенсии
Документ от 22.10.2019, опубликован на сайте 11.11.2019 под номером 84219, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Земцова О.Б.                                                         Дело № 33-4145/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    22 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-928/19 по апелляционной жалобе представителя Казакова Сергея Михайловича – Казакова Михаила Филипповича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 4 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Казакова Сергея Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Казакова С.М. – Казакова М.Ф., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Казаков С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города  Ульяновска  Ульяновской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов.

Требования обосновал тем, что 28.09.2018  он в возрасте 54 лет обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.6 ч.1ст.32 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и предоставил необходимые документы. Решением от 11.02.2019  ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска (межрайонное) ему было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

В специальный трудовой стаж для назначения пенсии не был засчитан следующий период его трудовой деятельности: с 05.08.1980  по 05.07.1994 (13 лет 11 месяцев 1 день), а именно: период прохождения действительной военной службы в вооруженных силах.

С данным решением ответчика он не согласен, поскольку в спорный период времени согласно справке военного комиссариата от 01.04.2019 истец  проходил военную службу в рядах вооруженных Сил СССР: с 03.09.1984  по 15.05.1991  в должности начальника службы ГСМ (с 28.08.1984  по 13.01.1992  находился в отдаленной местности п. Л***). С 15.05.1991  по  05.07.1994  в должности начальника службы ГСМ (с 10.02.1992  по 05.07.1994  находился в отдаленной местности – г. З***). Указанные территории согласно Постановлению Совета Министров  СССР от 10.11.1967 № 1029, применявшемуся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001,  входят в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Казаков С.М. просил обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска (межрайонное)  включить в его специальный стаж периоды службы в вооруженных силах РФ, как в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях: с 03.09.1984  по 05.07.1994. Признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 01.10.2018. Обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях с 01.10.2018, взыскать  расходы по оплате государственной пошлины и расходы по оплате услуг представителя.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Казакова С.М. – Казаков М.Ф. просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме. 

Судом по делу были  неправильно определены  обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.

Так, 06.03.2019 Федеральным законом РФ № 25-ФЗ были внесены изменения в статью 1 ФЗ № 126-ФЗ от 04.06.2011  «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных  категорий граждан», что, по мнению автора жалобы, дает дополнительные основания для удовлетворения  требований Казакова С.М. Законодатель  фактически признал, что не только работа, но военная служба включается  в специальный трудовой стаж, являющийся основанием для установления досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» периоды работы, имевшие место до дня вступления  названного Федерального закона в силу, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное  назначение пенсии по старости при условии признания  указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы.

Считает, что поскольку в период службы Казакова С.М. в вооруженных силах РФ действовал Закон РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях», то в соответствие со ст.14, 88, 90 указанного закона, спорные периоды должны быть включены в его трудовой стаж.

В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии истца Казакова С.М., представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска (межрайонное), представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следует, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет ( в редакции, действовавшей до 01.01.2019).

Подпунктом 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013  г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Из материалов дела следует, что 28.09.2018 Казаков С.М., *** года рождения, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска  Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из представленных документов, в том числе трудовой книжки, военного билета, послужного списка и т.д. следует, что Казаков С.М. проходил действительную военную службу  с 05.08.1980 по 05.07.1994  в вооруженных силах.

Согласно справке от 01 апреля 2019 г. № 160, выданной военным комиссариатом Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска Ульяновской области, Казаков С.М. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах с 05 августа 1980 г. по 05 июля 1994 г., в том числе: с 03 сентября 1984 г. по 15 мая 1991 г. – на должности начальника службы ГСМ (с 28 августа 1984 г. по 13 января 1992 г. находился в отдаленной местности – п. Л***); с 15 мая 1991 г. по 05 июля 1994 г. – на должности начальника службы ГСМ, (с 10 февраля 1992 г. по 05 июля 1994 г. находился в отдаленной местности – г. З***).

В периоды с 21.05.2007 по 31.12.2017 и с 01.01.2018 по 27.09.2018 истец работал в качестве  частного охранника в отделе охраны региональных объектов в *** в г. Мончегорске Мурманской области.

Решением от 11.02.2019  № 62 Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска  Ульяновской области (межрайонное) Казакову С.М. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа работы. По подсчету пенсионного органа  специальный стаж истца в связи с работой в районах Крайнего Севера  по состоянию на 01.10.2018 составил 11 лет 4 месяца 08 дней. При этом, в специальный стаж не включен период прохождения истцом действительной военной службы в вооруженных силах с 03.09.1984  по 05.07.1994.

Не соглашаясь с данным решением, Казаков С.М. оспорил его в судебном порядке.

Суд, разрешив исковые требования по существу и отказав в удовлетворении иска, верно определил юридически значимые обстоятельства, дал правильную правовую оценку представленным доказательствам и обоснованно применил закон, подлежащий применению.

Согласно ч.3 и 4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, урегулирован порядок определения стажа.

В Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., среди периодов работы, суммируемых при назначении гражданам трудовой пенсии по старости, указана работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2). При этом в данных нормах не предусмотрен зачет в специальный стаж военной службы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Таким образом, законодатель дифференцировал порядок включения срока военной службы в льготный стаж, предусмотрев право на зачет этого срока при прохождении действительной срочной службы (службы по призыву), а прохождение действительной военной службы, сверхсрочной службы (военной службы по контракту) предусмотрел для включения в общий страховой стаж.

Поскольку как нормами действующего пенсионного законодательства, так и нормами пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период, предусмотрено включение времени военной службы только в страховой (общий трудовой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный (специальный) стаж не предусмотрена, суд правильно отказал Казакову С.М. в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж  (стаж работы в районах Крайнего Севера) периода прохождения им действительной военной службы  в вооруженных силах с 03.09.1984 по 05.07.1994.

В связи с тем, что  специальный стаж  Казакова С.М. в районах Крайнего Севера  на дату обращения составил 11 лет 4 месяца 8 дней, возраст истца – 55 лет, соответственно суд правомерно пришел к выводу об отсутствии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, отказав в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить  истцу пенсию с 01.10.2018.

При этом, обжалуемое судебное решение в целом, в том числе и его резолютивная часть соответствуют требованиям, изложенным в ст. 198 ГПК РФ.

Ссылка представителя истца в апелляционной жалобе на положения Федерального  закона РФ № 25-ФЗ  от 06.03.2019, которым были внесены изменения в статью 1 ФЗ № 126-ФЗ от 04.06.2011  «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных  категорий граждан» без основательна, поскольку   из текста указанного закона следует, что какие-либо изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок включения  в специальный стаж работу в районах Крайнего Севера, в том числе и периоды прохождения  действительной военной службы в районах Крайнего Севера, данным законом внесены не были.

В остальной части  доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением суда, основаны на неверном толковании закона, а потому не влекут отмену судебного решения.   

Военная служба является  особым видом  государственной службы. Исходя из специфики службы и особого правового статуса военнослужащих условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры отличаются от аналогичных параметров трудовых пенсий:  для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при  наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет   средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному  пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовала или за ними следовади периоды работы.

Решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение  конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на  назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе  устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда  Российской Федерации от 17.10.2006 № 380-О, от 29.09.2011 № 10040-О-О, от 25.01.2012 № 19-О-О, от 24.09.2012 № 1505-О и т.д.).

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, военная служба  по призыву до 01.01.1992 может быть включена в  стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при наличии  одновременно следующих условий: военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей; военная служба проходила в районах, относящихся в период ее прохождения  к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям; перерыв между увольнением с военной службы (начиная с 1968 года) и работой составляет не более 3 месяцев; на дату зачисления на работу после окончания военной службы территория, где осуществлялась работа, также относилась к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям; поступление на вышеуказанную работу состоялось до 01.01.1992.

В связи с тем, что вышеуказанные условия не соблюдены  оснований для включения оспариваемого периода прохождения истцом действительной военной службы в вооруженных силах  в специальный стаж не имеется. 

Не основаны на материалах дела доводы апелляционной жалобы в части того, что суд безосновательно не принял к производству уточненные исковые требования.

Так, уточненные исковые требования были приобщены к материалам дела (л.д. 32) и рассмотрены судом, что подтверждено как протоколом судебного заседания, так и принятым судом решением.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 4 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Казакова Сергея Михайловича – Казакова Михаила Филипповича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: