УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тураева Т.Е. Дело № 33-4183/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Абросимовой А.В.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№2633\19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской
области на решение Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 июня 2019 года, по которому
постановлено:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района
г.Ульяновска, действующего в интересах А*** С*** Р***, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить А*** С*** Р*** лекарственным средством *** в количестве 4 упаковки
по рецепту от 05.03.2019 г.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова
Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действуя
в интересах несовершеннолетнего А*** С.Р., обратился в суд с иском к
Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности
обеспечить лекарственными средствами.
Требования обосновал тем, что А*** С.Р. наблюдается в ГУЗ «ДГКБ города
Ульяновска» с диагнозом *** с 2006 года, нуждается в лекарственном средстве ***.
05.03.2019 А*** С.Р. был выписан рецепт на получение
лекарственного средства *** в количестве
4 упаковки.
При этом согласно отчету АО «Ульяновскфармация» по
указанному рецепту А*** С.Р. лекарственным препаратом не обеспечен.
Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить А*** С.Р., *** года
рождения, лекарственным средством *** в количестве 4 упаковки по выписанному
рецепту от 05.03.2019; обратить решение
к немедленному исполнению в связи с тем, что замедление его исполнения может
привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку данные
лекарственные средства являются жизненно необходимыми.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были
привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Детская городская клиническая больница
г.Ульяновска».
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить
решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом
развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего
заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и
суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на
какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Дополняет,
что согласно Региональной медицинской информационной системе дальнейшее
обеспечение А*** С.Р. лекарственным препаратом *** Министерством
осуществляется. Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно,
будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские
изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство
лечащего врача не обязывает.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и
времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 3
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции
Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых
в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
В ст. 4 названного
Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе
является соблюдение прав граждан в сфере
охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных
гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность
органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных
лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании
медицинской помощи.
Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено,
что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения
определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует,
что А*** А.С., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «ДГКБ города Ульяновска» с
диагнозом *** с 2006 года.
Перечень групп
населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В указанный перечень входят и лица, страдающие
заболеванием «***».
В соответствии с п.1
Постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О
некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории
Ульяновской области» исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на
реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и
лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным вышеуказанным
постановлением Правительства РФ, является Министерство здравоохранения
Ульяновской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 80
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не
подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских
услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским
показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В связи с имеющимся у
А*** С.Р. заболеванием он
нуждается в приеме лекарственного препарата ***. 05.03.2019 ему был выписан рецепт на бесплатное получение
лекарственного средства *** в количестве
4 упаковки.
Однако по указанному рецепту истец
данным лекарственным препаратом обеспечен не был.
Данный факт ответчик
не оспаривал и доказательств обратному суду
не предоставил.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что
А*** С.Р. имеет право на бесплатное
обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно
возложил на Министерство здравоохранения
Ульяновской области обязанность по
обеспечению истца лекарственным
препаратом *** в количестве 4 упаковки по рецепту от 05.03.2019.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по
назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску
лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения не входят в компетенцию Министерства
здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать
за необеспечение А*** С.Р. необходимым
ему лекарственным препаратом, тем более, что Министерство обязанность по
закупке препарата *** выполнило, невыдача же указанного препарата истцу произошла по вине АО
«УльяновскФармация», являются не состоятельными.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения,
предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от
получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского
применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только
заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского
назначения для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в
аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.
Доказательств того,
что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не
представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача
А*** С.Р. бесплатно лекарственного
препарата по льготному рецепту
произошла по вине АО «УльяновскФармация».
Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы
апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственным
препаратом только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача
лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.
Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика
обеспечить А*** С.Р. лекарственным препаратом только по выписанным врачом
рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением, т.е. не более того. А учитывая то, что истец постоянно нуждается в приеме
данного препарата, соответственно
оснований полагать, что он будет обеспечен им сверх установленной нормы, не
имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 июня 2019 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: