УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Давыдова Т.Н. Дело № 33-4186/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом
судебном заседании гражданское дело №2-2516/19 по апелляционной жалобе
Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 27 июня 2019 года, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Железнодорожного района г.
Ульяновска в интересах Куклева Владимира Петровича удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить Куклева Владимира Петровича следующими лекарственными препаратами: ***
в количестве по 1 упаковке по выписанным рецептам от 20.02.2019, 15.01.2019, ***
в количестве по 1 упаковке по выписанным рецептам от 20.02.2019, 15.01.2019,
18.12.2018, 19.12.2017; *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от
18.04.2018*** в количестве по 1 упаковке по выписанным рецептам от 12.01.2018,
22.11.2017; *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 12.01.2018; ***
в количестве по 6 упаковок по выписанным рецептам от 19.12.2017, 22.11.2017,
13.10.2017; *** в количестве по 2 упаковки по выписанным рецептам от
22.11.2017, 13.10.2017; *** в количестве по 2 упаковки по выписанным рецептам
от 20.02.2019, 15.01.2019, 18.12.2018; *** в количестве 2 упаковок по
выписанному рецепту от 18.12.2018; *** в количестве 1 упаковки по выписанному
рецепту от 19.02.2018; *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от
28.12.2018; медицинскими изделиями: ***
в количестве по 0,2 упаковки по выписанным рецептам от 19.02.2019, 15.03.2018,
19.07.2018, 14.12.2017, 16.08.2018, 05.09.2018, 16.02.2018.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи
Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах
Куклева В.П. обратился к Министерству здравоохранения Ульяновской области с
иском об обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, возмещении расходов на приобретение
лекарственного препарата. В обоснование
иска указал, что Куклев В.П., *** года рождения, инвалид *** группы наблюдается
в ГУЗ «Городская больница № 3» с диагнозом: ***. 15.01.2019, 20.02.2019 Куклеву
В.П. были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата *** в
количестве по 1 упаковке. 19.12.2017, 18.12.2018, 15.01.2019, 20.02.2019
Куклеву В.П. были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата *** в
количестве по 1 упаковке. 18.04.2018 выписан рецепт на получение лекарственного
препарата *** в количестве 1 упаковки. 12.01.2018, 22.11.2017 Куклеву В.П. были
выписаны рецепты на получение лекарственного препарата *** в количестве по 1
упаковке. 12.01.2018 Куклеву В.П. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата *** в количестве 1
упаковки. 19.12.2017, 22.11.2017, 13.10.2017 Куклеву В.П. были выписаны рецепты
на получение лекарственного препарата *** в количестве по 6 упаковок.
22.11.2017, 13.10.2017 Куклеву В.ГГ были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата *** в
количестве по 2 упаковки. 20.02.2019, 15.01.2019, 18.12.2018 Куклеву В.П. были
выписаны рецепты на получение лекарственного препарата *** в количестве по 2
упаковки. 18.12.2018 Куклеву В.П. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата *** в количестве 2
упаковок. 19.02.2018 Куклеву В.П. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата *** в количестве 1
упаковки. 28.12.2018 Куклеву В.П. был выписан рецепт на получение лекарственного препарата *** в количестве 1
упаковки. 19.02.2019, 15.03.2018, 19.07.2018, 14.12.2017, 16.08.2018,
05.09.2018, 16.02.2018 были выписаны рецепты на получение *** в количестве по
0,2 упаковки. Куклев В.П. названными медицинскими изделиями и лекарственными
препаратами по рецептам не обеспечен, в связи с чем был вынужден затратить
собственные денежные средства на приобретение лекарственного средства *** в
количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 20.02.2019, что подтверждается
товарным чеком от 17.03.2019. Просил обеспечить Куклева В.П. вышеуказанными
лекарственными препаратами, обязать ответчика возместить Куклеву В.П.
понесенные им расходы в размере 294 руб. на приобретение лекарственного
препарата.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
привлечены: АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница № 3».
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу,
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что
назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом
Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения
лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты,
порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется
лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и
сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются
основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.
Считает, что необеспечение истца спорными лекарственными препаратами и
медицинскими изделиями возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое
нарушило условия контракта. Указывает на отсутствие возможности обеспечить
истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по причине истечения
срока действия рецептов. Кроме того, медицинские показания истца могут
изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными
препаратами. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам за 2017-2018
годы по причине завершения 2017 и 2018 финансового года.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что Куклев В.П., *** года рождения,
инвалид *** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская больница № 3» с диагнозом: ***,
нуждается в приёме ряда лекарственных препаратов и использовании медицинских
изделий, на получение которых лечащим врачом ему выписывались льготные рецепты,
которые до настоящего времени не обслужены по причине отсутствия их в аптеках
АО «УльяновскФармация».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор
Железнодорожного района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанными
требованиями.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований,
заявленных к Министерству здравоохранения Ульяновской области, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора,
не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно ст. 41
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В развитие указанных положений, ст. 19
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в
гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с
программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи.
Государственная политика в области социальной защиты
инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи
инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи (статья 13).
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и
оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с п. 8 ст.
6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг имеют инвалиды.
В
соответствии с ч.1 со ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого
гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1
настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение
в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство
Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для
медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского
применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,
перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Постановлением
Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
Этим
же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях
независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и
диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в
обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях
лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского
назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать
соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и
изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению
по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные
источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых
и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности
и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Указанным
перечнем предусмотрено предоставление всех лекарственных средств, ***.
Таким
образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что,
прежде всего, обязанность по обеспечению истца лекарственными препаратами и
медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
На
эти же органы возложена обязанность контролировать наличие в аптечных
учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и
лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также
изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.
В
соответствии с постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №
25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» Министерство
здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство) является
исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сфере охраны здоровья.
Пунктом
2.1.1 Положения Министерство осуществляет следующие функции и полномочия в
сфере управления здравоохранением: реализует мероприятия по обеспечению
лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и
медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и
лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» (п. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами
и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации
(п. 21).
Поскольку Куклев В.П. лекарственными препаратами и
медицинскими изделиями по рецептам лечащего врача не обеспечен по причине их
отсутствия в аптеке, но нуждается в постоянном их применении, судебная коллегия
считает верным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных
прокурором Железнодорожного района г.Ульяновска требований о возложении на
Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить истца
препаратами и изделиями по рецептам
врача.
Доводы
апелляционной жалобы ответчика о том, что АО «УльяновскФармация» не исполнило
обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по
выписанным льготным рецептам в рамках заключенного контракта, судебная коллегия
считает несостоятельными, поскольку
контролировать исполнение условий государственного контракта обязан
именно ответчик.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в
силу чего предметом проверки апелляционной инстанции не является.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27
июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: