Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Установление факта нахождения на иждивении
Документ от 15.10.2019, опубликован на сайте 23.10.2019 под номером 84059, 2-я гражданская, об установлении факта нахождения на иждивении, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Романова М.А.                                                  Дело № 33-4349/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               15 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1619/19 по апелляционной жалобе Лубенец Аллы Анатольевны на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 24 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении заявления Лубенец Аллы Анатольевны об установлении факта нахождения на иждивении Л*** И*** Г*** на дату его смерти *** года  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Лубенец А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лубенец А.А. обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении. В обоснование заявления указала, что обратилась в военный комиссариат Засвияжского района г. Ульяновска по вопросу ее пенсионного обеспечения, но ей было разъяснено, что для перехода на получение пенсии по случаю потери кормильца необходимо в судебном порядке подтвердить факт нахождения на иждивении мужа – военнослужащего – Л*** И.Г., умершего  *** (смерть связана с прохождением военной службы). В браке с          Л*** И.Г. она состояла с ***.1985, имеют сына. На день смерти супруга  она находилась на его иждивении, бюджет семьи состоял только из его жалования, которое было постоянным и основным источником средств к существованию, сама она не имела постоянного дохода. После смерти супруга она получала пенсию по потере кормилица с 1999 года по 2012 год по месту жительства - на Украине. С ***.2018 получает пенсию по старости, ежемесячный размер которой составляет 6871,27 руб., что значительно ниже размера прожиточного минимума пенсионеров. Просила установить факт своего нахождения на иждивении Л*** И.Г. на дату его смерти ***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Лубенец А.А. просит отменить решение суда. Считает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, судом была проигнорирована ст.29 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I, поскольку на момент смерти мужа у них имелся совместный девятилетний сын, воспитанием которого она занималась, не имея постоянного заработка.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Лубенец А.А. являлась супругой Л*** И.Г., состояла с ним в зарегистрированном браке с ***.1985. От брака имеют сына А***, *** года рождения.

Супруг заявителя - Л*** И.Г. проходил военную службу с 05.08.1979 по 10.09.1999 в Вооруженных силах СССР, в период с 28.08.1992 по 10.09.1999  -  в Вооруженных силах Украины и уволен приказом командующего Западного оперативного командования в связи со смертью ***.

С 01.10.1999 назначена пенсия по случаю потери кормильца на сына А***, которая выплачивалась  по 31.05.2012 (окончание обучения).

Лубенец  А.А., достигнув пенсионного возраста, обратилась к ответчику с просьбой о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, однако ей было  указано на необходимость подтверждения факта нахождения на иждивении супруга.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что на момент смерти супруга Лубенец А.А. не относилась к категории нетрудоспособных, так как не достигла пенсионного возраста 55 лет (ей было 36 лет),  являлась трудоспособной и ей не была установлена инвалидность.

Судебная коллегия полагает вывод суда  не основанным на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела.

В соответствии с абз. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 12.02.1993         № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1) право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте «в» названной статьи. В соответствии с указанным пунктом нетрудоспособными членами семьи считаются супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.

Как предусмотрено ст. 31 Закона Российской Федерации от 12.02.1993               № 4468-1 члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Из материалов дела следует, что Лубенец А.А. на день смерти супруга не работала, проживала с ним совместно, занималась уходом за сыном – А***, *** года рождения, не достигшим возраста 14-ти лет, в связи с чем относилась к категории нетрудоспособных, находилась на иждивении своего супруга –      Л*** И.Г.  При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований Лубенец А.А. не может быть признано правильным, оно подлежит отмене, а заявление Лубенец А.А. об установлении факта нахождения на иждивении супруга – Л*** И.Г. на момент его смерти *** – удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 24 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Установить факт нахождения Лубенец Аллы Анатольевны на иждивении супруга - Л*** И*** Г*** на дату его смерти ***.

 

Председательствующий

 

Судьи: