УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузнецов И.В. Дело № 33-3951/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
8 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Воронковой И.А.
с участием прокурора Федечко Ф.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-418/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской
области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 24 мая
2019 года, с учётом определения того же суда от 15 июля 2019 года об
исправлении описки, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Старомайнского района
Ульяновской области в интересах Турганбаева Болата Абдусаметовича удовлетворить
частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить Турганбаева Болата Абдусаметовича, *** года рождения, лекарственным
препаратом ***, в соответствии с медицинскими показаниями и в количестве,
указанным в рецепте № *** от 05.02.2019, и медицинским изделием «ш*** и*** о***»,
в соответствии с медицинскими показаниями и в количестве, указанном в рецепте №
*** от 05.02.2019.
В удовлетворении остальной части исковых требований
прокурора Старомайнского района Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко
Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Старомайнского района Ульяновской области обратился в интересах Турганбаева
Б.А. в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Старомайнская РБ» об обязании
обеспечить лекарственными средствами.
Требования
обосновал тем, что Турганбаев Б.А. является и*** *** группы и ему лечащим
врачом ГУЗ «Старомайнская РБ» был выписан рецепт от 05.02.2019 № *** на
получение лекарственного препарата ***, дозировкой *** № ***, рецепт от
05.02.2019 № *** на получение ш*** и*** о*** *** № *** но до настоящего времени
указанными лекарственными средствами и медицинским изделием он не обеспечен, в
связи с их отсутствием в аптеке АО «УльяновскФармация».
Просил
обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Старомайнская
РБ» обеспечить Турганбаева Б.А., *** года рождения, лекарственным препаратом ***
на основании выписанного рецепта от 05.02.2019 № ***, медицинским изделием ш***
и*** о*** на основании выписанного рецепта от 05.02.2019 № ***.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица
лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным
лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом
количестве и не может быть назначено по судебному решению. Отмечает, что
согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее
обеспечение Турганбаева Б.А. медицинским изделием – ш*** и*** Министерством
осуществляется. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок
действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные
препараты. Также отмечает, что лекарственные препараты и медицинские изделия
имеют срок годности, в связи с чем не подлежат запасам впрок. При этом
медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет
обеспечиваться другими медицинскими изделиями. Указывает на отсутствие у врача
обязанности выписывать рецепты на медицинские изделия впрок. Также указывает,
что суд в резолютивной части решения обязал ответчика обеспечить истца иным
лекарственным препаратом «б***», не заявленным в иске, рецепт на который не
выписывался, полагая, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор
Старомайнского района Ульяновской области просит оставить решение суда без
изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени
рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на
основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение
дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела следует, что Турганбаев Б.А., *** года
рождения, является и*** п*** г***, наблюдается в ГУЗ «Старомайнская районная
больница», имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет
средств федерального бюджета.
05.02.2019 в соответствии с медицинскими показаниями лечащим
врачом Турганбаеву Б.А. были выписаны: рецепт серии *** № *** на получение
лекарственного препарата «***» *** № *** в количестве *** упаковки, рецепт
серии *** № *** на получение медицинского изделия «ш*** и*** о*** *** № ***в
количестве *** е***.
В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация»
лекарственных препаратов истец не был обеспечен данными препаратами.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении
на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению
Турганбаева Б.А. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями, суд
правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на
него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными
препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении
его прав на бесплатную медицинскую помощь.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 6.1
Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона
в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1
Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии
со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими
изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных
комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки
формирования таких перечней.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден
перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении
которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1.
При разрешении спора суд правильно исходил из того, что
обязанность по организации обеспечения Турганбаева Б.А.бесплатно на период
амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит
на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными
на законе и фактических обстоятельствах дела.
Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области
о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком,
несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по
назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке
льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских
изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской
области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение
Турганбаева Б.А. необходимыми ему лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных
препаратов и медицинских изделий выполнило, невыдача же данных препаратов и
изделий истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не
состоятельными.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в
том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями
бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к
группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует
обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами
лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности,
утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение
граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной
услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от
17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными
препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только
заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории
граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем
проведения контрольных мероприятий.
Доказательств того, что Министерство выполнило данную
обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено
доказательств и того, что невыдача Турганбаеву Б.А. бесплатно лекарственных
препаратов и медицинских изделий по льготным рецептам произошла по вине АО
«УльяновскФармация».
Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы
апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными
препаратами и медицинскими изделиями только в количестве, назначенном лечащим врачом
и выдача данных препаратов и изделий впрок ничем не предусмотрена.
Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика
обеспечить истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями только по
выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истец
постоянно нуждается в применении указанных лекарственных препаратов и
медицинских изделий, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен
данными препаратами и изделиями сверх установленной нормы, не имеется.
Ссылка в жалобе на неверное обязание обеспечить истца
лекарственным препаратом «б***» по рецепту, который не выписывался лечащим
врачом, несостоятельна, поскольку определением суда от 15.07.2019 исправлена
описка, указано верное наименование лекарственного препарата и рецепта.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 24 мая 2019 года, с учётом
определения того же суда от 15 июля 2019 года об исправлении описки оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: