Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 21.10.2019 под номером 83934, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                  Дело № 33-3820/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 1 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2450/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июня 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Коломейко Раису Павловну лекарственными препаратами и медицинскими изделиями: *** по рецептам от 10.01.2018 серии 731876 № 291, от 18.05.2018 серии 731876 № 9755; *** по рецептам от 18.05.2018 серии 731876 № 9756, от 08.06.2018 серии 731876 № 11315, от 06.12.2018 серии 731876 № 23501, *** по рецептам: от 20.04.2018 серии 731876 № 7960, от 08.06.2018 серии 731876 № 11317; *** по рецепту от 16.07.2018 серии 731876 № 13848; *** по рецепту от 12.03.2019 серии 731976 № 4573.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Коломейко Р.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами.

Иск обосновал тем, что Коломейко Р.П., *** года рождения, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Чердаклинская РБ» с диагнозом: ***. Лечащим врачом по медицинским показаниям Коломейко Р.П. выписаны рецепты на лекарственный препарат *** от 10.01.2018 серии 731876 № 291, от 18.05.2018 серии 731876 № 9755; на лекарственный препарат *** от 18.05.2018 серии 731876 № 9756, от 08.06.2018 серии 731876 № 11315, от 06.12.2018 серии 731876  № 23501, на лекарственный препарат *** от 20.04.2018 серии 731876 № 7960, от 08.06.2018 серии 731876 № 11317. Также лечащим врачом по медицинским показаниям Коломейко Р.П. выписаны рецепты на медицинские изделия *** от 16.07.2018 серии 731876 № 13848; *** от 12.03.2019 серии 731976 № 4573.

При обращении в аптеку АО «УльяновскФармация» Коломейко Р.П. лекарственные препараты и медицинские изделия по указанным рецептам не получила ввиду их отсутствия.

Просил обязать ответчика обеспечить Коломейко Р.П., *** года рождения, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями: *** по рецептам от 10.01.2018 серии 731876 № 291, от 18.05.2018 серии 731876 № 9755; *** по рецептам от 18.05.2018 серии 731876 №9756, от 08.06.2018 серии 731876 № 11315, от 06.12.2018 серии 731876 № 23501, *** по рецептам: от 20.04.2018 серии 731876 № 7960, от 08.06.2018 серии 731876 № 11317; *** по рецепту от 16.07.2018 серии 731876 № 13848; *** по рецепту от 12.03.2019 серии 731976 № 4573.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Чердаклинская РБ».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Отмечает, что необеспечение истицы спорными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возникло по причине неисполнения условий контракта АО «УльяновскФармация». Более того дополняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение Коломейко Р.П. лекарственными препаратами ***, *** и *** а так же медицинским изделием – *** Министерством осуществляется. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок. Дополняет что лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за прошлый год Министерство не имеет возможности обеспечить истца по причине завершения 2018 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Коломейко Р.П., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Чердаклинская районная больница» с заболеванием ***, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Лечащим врачом по медицинским показаниям Коломейко Р.П. выписаны рецепты на лекарственный препарат *** от 10.01.2018 серии 731876 № 291, от 18.05.2018 серии 731876 № 9755, на лекарственный препарат *** - от 18.05.2018 серии 731876 № 9756, от 08.06.2018 серии 731876 №11315, от 06.12.2018 серии 731876 № 23501, на лекарственный препарат *** от 20.04.2018 серии 731876 № 7960, от 08.06.2018 серии 731876 № 11317, выписаны рецепты на медицинские изделия *** от 16.07.2018 серии 731876 № 13848 и на медицинские изделия *** от 12.03.2019 серии 731976 № 4573.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственных препаратов и медицинских изделий истица не была ими обеспечена.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Коломейко Р.П. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором указано заболевание ***.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Коломейко Р.П. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Коломейко Р.П. необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов и медицинских изделий выполнило, невыдача же данных препаратов и изделий истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме, суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Коломейко Р.П. бесплатно лекарственных препаратов и медицинских изделий по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен указанными препаратами и изделиями только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных препаратов и изделий впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истица постоянно нуждается в применении указанных препаратов и изделий, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ими сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      Судьи: