Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 21.10.2019 под номером 83931, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                  Дело № 33-3837/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 1 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2389/19  по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 мая 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Х*** Н*** А*** удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Х*** Н*** А*** расходными материалами к ***:

по льготному рецепту от 21.02.2019 серии 731911 № 4 на получение ***;

по льготному рецепту от 21.02.2019 серии 731911 № 3 на получение ***;

по льготному рецепту от 04.03.2019 № 4 на получение ***;

по льготному рецепту от 04.03.2019 № 3 на получение ***;

по льготному рецепту от 03.04.2019 серии 731911 № 5 на получение ***;

по льготному рецепту от 15.04.2019 серия 731911 № 6 на получение ***.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснение представителя истца Хохулиной Ю.А., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился к Министерству здравоохранения Ульяновкой области с иском об обязании обеспечить изделиями медицинского назначения.

В обоснование иска указал, что Х*** Н.А., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) поликлиническое отделение № 2 с диагнозом: ***, является ребенком-инвалидом, нуждается в применении расходных материалов к ***.

Врачом ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) поликлиническое отделение № 2 была произведена выписка четырех льготных рецептов от 21.02.2019 и 04.03.2019 на получение ***, однако выдача данных расходных материалов по вышеуказанным рецептам в аптечном пункте АО «УльяновскФармация» не произведена до настоящего времени.

Просил обязать ответчика обеспечить Х*** Н.А. расходными материалами к ***: по льготному рецепту от 21.02.2019 серии №731911 № 4 на получение ***; по льготному рецепту от 21.02.2019 серии 731911 № 3 на получение ***; по льготному рецепту от 04.03.2019 № 4 на получение ***; по льготному рецепту от 04.03.2019 № 3 на получение ***.

В ходе рассмотрения дела законный представитель несовершеннолетнего Х*** Н.А. – Хохулина Ю.А. увеличила размер исковых требований, дополнительно просила обязать ответчика обеспечить Х*** Н.А. расходными материалами к ***: по льготному рецепту от 03.04.2019 серия 731911 № 5 на получение *** и по льготному рецепту от 15.04.2019 серия 731911 № 6 на получение ***.

К делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ОАО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр), Территориальный орган Росздравнадзора.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица медицинскими изделиями, следовательно, обеспечение истца спорными медицинскими изделиями должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Дополняет, что в Региональной медицинской информационной системе, льготные рецепты от 21.02.2019, 04.03.2019, 15.04.2019 на получение медицинского изделия – ***, льготные рецепты от 21.02.2019, 04.03.2019, 03.04.2019 на получение медицинского изделия – ***, выписанные истцу, отсутствуют, поскольку были выписаны лечащим врачом по форме №148-1/у-04(л), что согласно п.11 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» недопустимо, поскольку данный бланк предназначен для выписывания лекарственных препаратов, соответственно, обязанности по обеспечению истца данными медицинскими изделиями у Министерства не возникло. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать медицинские изделия. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на медицинские изделия впрок.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель несовершеннолетнего Х*** Н.А. - Хохулина Ю.А. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Х*** Н.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) поликлиническое отделение № 2, и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

Лечащим врачом по медицинским показаниям Х*** Н.А. выписаны льготные рецепты: от 21.02.2019 серии № 731911 № 4 на получение ***, от 21.02.2019 серии 731911 № 3 на получение ***, от 04.03.2019 № 4 на получение ***, от 04.03.2019 № 3 на получение ***, от 03.04.2019 серия 731911 № 5 на получение *** и от 15.04.2019 серия 731911 № 6 на получение ***.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» медицинских изделий истец не был обеспечен данными изделиями.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Х*** Н.А. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован диагноз «***».

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Х*** Н.А. бесплатно на период амбулаторного лечения медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Х*** Н.А. необходимыми ему медицинскими изделиями, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных медицинских изделий выполнило, невыдача же данных изделий истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области, в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Х*** Н.А. бесплатно медицинских изделий по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен медицинскими изделиями только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных изделий впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца медицинскими изделиями только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истец постоянно нуждается в применении указанных медицинских изделий, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен данными изделиями сверх установленной нормы, не имеется.

Несостоятельной является ссылка в жалобе то, что лечащим врачом льготные рецепты были выписаны по форме №148-1/у-04(л), предназначенной для выписывания лекарственных препаратов, в связи с чем у Министерства не возникло обязанности по обеспечению истца медицинскими изделиями, поскольку неправильное оформление рецептов медицинским учреждением не является основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечить ребенка-инвалида медицинскими изделиями по выписанным врачом рецептам, нуждаемость в которых определена на основании медицинских показаний и не оспаривается ответчиком.

Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной жалобе, судебная коллегия так же считает несостоятельными.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: