Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение
Документ от 08.10.2019, опубликован на сайте 23.10.2019 под номером 83925, 2-я гражданская, о взыскании компенсации, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                Дело № 33-3933/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                8 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2527/19 по апелляционной жалобе Галибиной Эмилии Ивановны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении иска Галибиной Эмилии Ивановны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального  благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Галибиной Э.И., ее представителя – Котельникова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ОГКУСЗН Ульяновской области – Сапожниковой Н.В.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Галибина Э.И. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области), Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование требований указала, что относится к категории реабилитированных лиц, в связи с чем в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» имеет право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке. Однако путевка в 2018 году ей не предоставлена, поэтому она была вынуждена приобрести ее самостоятельно по цене 43 650 руб. В январе 2019 года она подала заявление в комитет социальной защиты Засвияжского района г.Ульяновска на получение путёвки с заболеванием «***» в реабилитационный центр «***» в поселок ***, указав льготную категорию реабилитированной с медицинской справкой и всеми необходимыми документами, но документы не приняли. Просила взыскать с ответчиков компенсацию стоимости за не предоставленную в 2018 году путевку в размере 43 650 руб. и обязать ответчиков предоставить путевку на санаторно-курортное лечение по профилю «***» в 2019 году.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального  благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ГУ УРО ФСС РФ.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Галибина Э.И. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить её исковые требования в полном объёме. Считает, что комитет социальной защиты обязан поставить её в очередь на первоочередное получение путёвки на основании п.1.1 ст.4 Закона Ульяновской области от 29.09.2015 №132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области». Кроме того, полагает, что согласно Закону Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) она имеет право требовать возмещения суммы в размере 43 650 руб., которую затратила на приобретение путёвки на санаторно-курортное лечение в 2018 году.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Галибина Э.И. относится к категории реабилитированных лиц, а также является инвалидом *** группы по общему заболеванию, получает единовременную денежную выплату (далее – ЕДВ).

Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчики незаконно отказывают в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение как реабилитированному лицу по Закону  Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», несмотря на то, что она отказалась от ПСУ в натуральном виде, Галибина Э.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции указал, что, поскольку истица на 2018 и 2019 годы сохраняла право на получение набора социальных услуг в части предоставления санаторно-курортного лечения как инвалид по Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», обеспечение ее той же социальной услугой по Закону Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»  не может быть осуществлено, так как социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя.

Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим частичной отмене в связи со следующим.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены в  Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999  № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1).

В соответствии с частью 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999  №178-ФЗ, гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

В отношении реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, с 01.01.2005, согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее - Закон Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1), меры социальной поддержки отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодатель Ульяновской области установил меры социальной поддержки жертвам политических репрессий, включив в их число также право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха (пункт 1 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29.09.2015  № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области»).

Статьей 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что, если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Конституционный Суд РФ в определении от 26.11.2018 № 2928 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галибиной Э.И. на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» указал, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), позволяет выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки и не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных нормативных правовых актов гражданин, признанный инвалидом и одновременно реабилитированным лицом, имеет право по своему выбору на санаторно-курортное обеспечение по одному из вышеуказанных законов – либо Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ либо Закону Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1.

При этом, порядок обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение по Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.11.2004 № 328, по Закону Российской Федерации 18.10.1991 № 1761-1 и Закону Ульяновской области от 29.09.2015  № 132-ЗО - приказом Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области № 47-п от 21.04.2016.  В первом случае  предоставление путевок  производится в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, во втором - в областные государственные автономные учреждения социального обслуживания, учредителем которых является исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Ульяновской области.

Из представленных УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска документов следует, что 02.11.2017 Галибина Э.И. обратилась в клиентскую службу Управления с заявлением об отказе от получения социальной  услуги – обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, в связи с чем с 01.01.2019 ей выплачивается денежная компенсация за данную услугу в размере 133,62 руб.

Исходя из того, что на 2018 год Галибина Э.И. сохраняла за собой право на получение набора социальных услуг в части предоставления санаторно-курортного лечения как инвалид, 16.01.2018 обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки и была поставлена в очередь за порядковым номером *** по профилю «***», суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о взыскании денежной суммы в возмещение стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, которую Галибина Э.И. приобрела за счет собственных денежных средств.

Доводы апелляционной жалобы Галибиной Э.И. о том, что она подлежит обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке по  нормам Федерального закона от 17.07.1999  № 178-ФЗ,  и ее путевкой в таком порядке в 2018 году не обеспечили, судебной коллегией не принимаются, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.

Между тем, на 2019 год Галибина Э.И. от вышеуказанной социальной услуги отказалась, о чем свидетельствует поданное ею заявление в УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска от 02.11.2017, и  обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области с просьбой об обеспечении ее путевкой как реабилитированного лица, что подтверждается соответствующим заявлением истицы от 19.01.2019, на котором имеется входящий штамп ответчика. К заявлению истицей была приложена медицинская справка установленного образца о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.

При таких обстоятельствах, учитывая право выбора Галибиной Э.И. на обеспечение санаторно-курортным лечением в связи с ее статусом как инвалида и реабилитированного лица, и наличием отказа Галибиной Э.И. от обеспечения таким лечением на 2019 год по нормам Федерального закона от 17.07.1999  № 178-ФЗ, отказ в предоставлении ей путевки по Закону Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО является неправомерным. В связи с указанным, решение суда первой инстанции в данной части надлежит отменить,  обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» предоставить Галибиной Э.И. путевку на санаторно-курортное лечение за 2019 год как реабилитированному лицу в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах государственной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июня 2019 года отменить в части отказа в обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение за 2019 год.

Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» предоставить Галибиной Эмилие Ивановне путевку на санаторно-курортное лечение за 2019 год как реабилитированному лицу в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах государственной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Галибиной Эмилии Ивановны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: