Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О соблюдении законодательства о безопасности гидротехинческих сооружений.
Документ от 08.10.2019, опубликован на сайте 25.10.2019 под номером 83915, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести и представить расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его с уполномоченным органом, а также разработать Правила Эксплуатации гидротехнического сооружения и согласовать их в уполномоченном органе, провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Корсакова И.М.                                                        Дело № 33а-4181/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                           8 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2019 года по делу №2а-89/2019, по которому постановлено:

 

административное исковое заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о возложении обязанности произвести и представить расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его с уполномоченным органом, а также разработать Правила эксплуатации гидротехнического сооружения и согласовать их в уполномоченном органе, провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на овраге Верящняги в 3 км южнее софьино Радищевского района Ульяновской области, и согласовывать данный расчет с уполномоченным органом - Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области представить согласованный расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на овраге Верящняги в 3 км южнее софьино Радищевского района Ульяновской области, в уполномоченный орган - Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области разработать и согласовать с уполномоченным органом - Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного на овраге Верящняги в 3 км южнее софьино Радищевского района Ульяновской области, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу

Обязать администрацию муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения, расположенного на овраге Верящняги в 3 км южнее софьино Радищевского района Ульяновской области, в восьмимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области Тимирзина Н.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, старшего помощника Ульяновского межрайонный природоохранного прокурора Соколовой М.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о возложении обязанности произвести и представить расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на овраге Веряшняги в 3 км южнее софьино Радищевского района Ульяновской области, согласовать его с уполномоченным органом, разработать Правила эксплуатации гидротехнического сооружения и согласовать их в уполномоченном органе, провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения.

В обоснование административного иска прокурор указал, что в собственности муниципального образования «Ореховское сельское поселение» находится гидротехническое сооружение (далее - ГТС), расположенное на овраге Верешняги в 3 км южнее софьино Радищевского района Ульяновской области. В нарушение норм действующего законодательства административным ответчиком не выполняются нормы и правила безопасности гидротехнических сооружений: декларация безопасности на вышеуказанное ГТС не разработана, критерии безопасности ГТС не определены, расчет вероятного вреда в результате аварии гидротехнического сооружения не произведен, величина финансовой обеспеченности гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения, уполномоченным органом не определена, лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ГТС, в муниципальном образовании не имеется, системы контроля за безопасностью ГТС отсутствуют, правила эксплуатации ГТС не разработаны и не согласованы с уполномоченным органом, преддекларационное обследование гидротехнического сооружения не проводилось.

Ульяновской природоохранной прокуратурой в отношении муниципального образования «Ореховское сельское поселение» в апреле 2018 года принимались меры прокурорского реагирования. Должностное лицо администрации Ореховского сельского поселения привлечено к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ, в адрес исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования вносились представления об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Однако нарушения до настоящего времени не устранены.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в  удовлетворении административного иска.

Указывает, что в собственности муниципального образования находятся три ГТС, в том числе, расположенное в 3 км южнее софьино.

Судом первой инстанции не учтено, что указанная ГТС представляет собой земляную плотину, возведенную на водотоке реки Малая Терешка. В результате возведения указанной плотины образован пруд, имеющий гидравлическую связь с указанной рекой. Названный объект должен находятся в собственности Российской Федерации, то есть в федеральной собственности, поскольку не является изолированным и обособленным от соответствующего водотока.

Считает, что администрация МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу и не должна нести соответствующие обязанности собственника опасных объектов.

Указывает на то, что в настоящее время администрацией муниципального образования инициирована передача ГТС в собственность Российской Федерации, направлено соответствующее предложение в Росимущество, на которое получен ответ с подтверждением возможности передачи объекта ГТС после предоставления полного пакета документов.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лиса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

По делу установлено, что муниципальному образованию «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области принадлежит на праве собственности гидротехническое сооружение с кадастровым номером *** протяженностью 292 м по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, 3 км южнее с Софьино. Право собственности административного ответчика на указанный объект в ЕГРП зарегистрировано 29.06.2012.

Данное ГТС зарегистрировано в реестре муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области.

ГТС на овраге Веряшняги в 3 км южнее софьино Радищевского района Ульяновской области включено в Российский регистр гидротехнических сооружений и в Перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, поднадзорные Ростехнадзору, подлежащие декларированию безопасности на территории Ульяновской области, утвержденный Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора и ГУ МЧС России по Ульяновской области.

В ходе проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлены грубые нарушения административным ответчиком законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, причин и условий им способствующих, в частности: несоблюдение положений Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Согласно ст.9 названного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения (ст.10 указанного Федерального закона).

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС.

Установив, что администрацией муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, являющейся собственником гидротехнического сооружения, не осуществляются предусмотренные федеральным законодательством меры, направленные на соблюдение требований Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС, не разработаны Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, данные документы не согласованы с уполномоченными органами, не проведено преддекларационное обследование гидротехнического сооружения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного прокурором административного иска.

Доводы административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что рассматриваемое гидротехническое сооружение по своим техническим характеристикам должно находится в федеральной, а не муниципальной собственности, а также о том, что в настоящее время администрацией муниципального образования предпринимаются меры, направленные на передачу ГТС в собственность Российской Федерации, не опровергает установленные судом обстоятельства и не влечет отмену принятого по делу решения.

Как установлено судом, до настоящего времени собственником спорного объекта является администрация муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, на которую как на собственника, в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Принятое по делу решение является правильным, обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом надлежаще, материальный закон, регулирующий спорные правоотношения применен судом верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не допущено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: