Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О приобретательной давности
Документ от 08.10.2019, опубликован на сайте 22.10.2019 под номером 83863, 2-я гражданская, о признании договора купли – продажи незаконным, признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                                      Дело № 33-3950/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        8 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Рыбалко В.И., Бабойдо И.А.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Кузнецовой Людмилы Ивановны – Данько Сергея Викторовича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 июля 2019 года по делу № 2-254/2019, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Людмилы Ивановны к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский  район» Ульяновской области, потребительскому обществу Ундоровский завод минеральной воды «Волжанка» о признании права собственности на  жилой дом в порядке приобретательной давности, отказать.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения представителя             Кузнецовой Л.И. – Данько С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя потребительского общества Ундоровского завода минеральной воды «Волжанка» Богдановой Э.Р., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Кузнецова Л.И. обратилась в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский  район» Ульяновской области (далее – МУ «Администрация МО «Ульяновский район»), потребительскому обществу Ундоровскому заводу минеральной воды «Волжанка» (далее – ПО УЗМВ «Волжанка») о признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности.

В обоснование иска указала, что в соответствии с ордером № 473 от                         31 октября 1987 года ей  на состав семьи  из семи человек было предоставлено жилое помещение, находящееся по адресу: ***. 1 марта 1993 года ее сыну Кузнецову В.Д. было выдано свидетельство о праве бессрочного пользования на землю № 981 на земельный участок, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: ***.  Ввиду того, что ее семья более пятнадцати лет открыто и непрерывно владеет  и пользуется жилым домом  № ***, несет расходы на его содержание, она обратилась в  МУ «Администрация МО «Ульяновский район» с заявлением о признании за ней права собственности на указанный жилой дом в порядке приобретательной давности. Однако в удовлетворении заявленного требования ей было отказано, поскольку жилой дом № *** является собственностью  ПО УЗМВ «Волжанка».

Уточнив исковые требования, просила суд признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, в силу приобретательной давности.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены   Кузнецова Н.Д., Данько А.В., Данько С.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Кузнецовой Л.И. – Данько С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении искового требования. 

Указывает, что первоначально по ордеру от 31 октября 1987 года ей был предоставлен жилой дом, находящийся по адресу: ***.  В дальнейшем при выдаче дубликата ордера в нем был указан жилой дом, находящийся по адресу: ***.  При этом, в дубликате ордера не были указаны сведения о собственнике жилого дома. Считает доказанным факт перенумерации жилых домов.

Не соглашается с выводами суда о принадлежности спорного жилого дома на праве собственности ПО УЗМВ «Волжанка». Отмечает, что право собственности на жилой дом, находящийся по адресу: ***, было зарегистрировано ПО УЗМВ «Волжанка» на основании распоряжения главы Ульяновской области от 29 ноября 2002 года. При этом сведения о праве собственности в Единый государственный реестр недвижимости имущество были внесены лишь 30 декабря 2013 года. Таким образом, на момент предоставления истице жилого дома на основании ордера право собственности ПО УЗМВ «Волжанка» на жилой дом зарегистрировано не было. Выданный истице ордер ПО УЗМВ «Волжанка»  оспорен не был. В связи с этим, по мнению заявителя апелляционной жалобы, регистрация права собственности на спорный жилой дом за ПО УЗМВ «Волжанка» не является основанием для ограничения прав истицы на приобретение в собственность данного жилого дома, ранее предоставленного ей на условиях договора социального найма.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что согласно дубликату ордера на жилое помещение № 473 от 31 октября 1987 года, выданному Исполнительным комитетом Ундоровского Совета народных депутатов, истице Кузнецовой Л.И.  на состав семьи  из семи человек было предоставлено жилое помещение, состоящее из трех комнат, жилой площадью 38 кв.м, находящееся по адресу: ***.

Данный ордер выдан истице в период ее работы на У***

С 24 ноября 1987 года истица зарегистрирована и проживает в вышеуказанном жилом помещении.

Согласно техническому паспорту, составленному Ульяновским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 17 ноября 2011 года, по адресу: ***, расположен индивидуальный жилой дом, общей площадью 78,9 кв.м, в том числе жилой площадью  41,2 кв.м, находящийся на земельном участке  площадью 836,1 кв.м.

Из материалов дела следует, что  решение о строительстве в с. Ундоры цеха по розливу минеральной воды было принято постановлением № 703/18 бюро обкома КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 6 сентября 1966 года. Согласно п. 4 данного постановления предложено Облпотребсоюзу обеспечить строительство цеха розлива финансированием, необходимым технологическим и нестандартным оборудованием и материалами.

В последующем, в 1992 году, был зарегистрирован Устав Ундоровского предприятия по производству минеральной воды «Волжанка». Согласно п. 1.2 Устава предприятие является основанным на частной и общественной собственности.

В результате преобразования Ундоровского завода минеральной воды «Волжанка» облпотребсоюза 20 мая 1996 года было создано потребительское общество (ПО) Ундоровский завод минеральной воды «Волжанка».

Согласно п.п. 1.2, 1.4 Устава ПО Ундоровский завод минеральной воды «Волжанка» организационно-правовая форма потребительского общества – потребительский кооператив.  Потребительское общество имеет в собственности обособленное имущество.

В Уставе ПО УЗМВ «Волжанка»  (редакция 2001 года) также нашли отражение положения, в соответствии с которыми предприятие основано на кооперативной форме собственности. 

Из инвентарной карточки учета объекта основных средств ПО УЗМВ «Волжанка» следует, что  жилой дом, находящийся по адресу: ***, был принят к учету 1 декабря 1987 года, имеет инвентарный номер ***.

Право собственности ПО УЗМВ «Волжанка» на жилой дом, находящийся по адресу: ***, зарегистрировано в установленном законом порядке на основании распоряжения главы Ульяновского района Ульяновской области от 29 ноября 2002 года № 2131-р и акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 30 декабря 2005 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним                          30 декабря 2013 года сделана запись регистрации № ***-177.!%

Земельный участок, находящийся по адресу: ***, принадлежит ПО УЗМВ «Волжанка»  на праве собственности на основании постановления Главы Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 5 марта 2014 года № 147 и договора купли-продажи (купчей) земельного участка от 18 марта 2014 года № 2/2014, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 2 июня 2014 года сделана запись регистрации № ***-036!%.

В соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

В силу ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта                 2005 года, жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям относятся к общественному жилищному фонду.

В соответствии со ст. 47  Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 21 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо.

Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации действующего с 1 марта 2005 года,  в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд и частный жилищный фонд. При этом частным жилищным фондом является совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал истице в удовлетворении искового требования, правильно указав, что спорный жилой дом следует отнести к общественному (частному) жилому фонду                      ПО УЗМВ «Волжанка».

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и  основаны на правильно примененных нормах материального права.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о перенумерации домов, о предоставлении сыну истицы земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования, о предоставлении ордера ранее регистрации ПО УЗМВ «Волжанка» права собственности на спорный дом, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции и основаны на неверном толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, а кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом доказательств,  с чем судебная коллегия согласиться не может.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 июля              2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кузнецовой Людмилы Ивановны – Данько Сергея Викторовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: