Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении жильем
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 14.10.2019 под номером 83848, 2-я гражданская, о признании отказа незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Елистратов  А.М.                                                              № 33-3817/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                         1 октября 2019 года 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бабойдо И.А.,

судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Никифорова Альберта Николаевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 июня 2019 года по делу  2-2922/2019, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Никифорова Альберта Николаевича к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированным жилым помещением и о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение отказать.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения Никифорова А.Н. и его представителя  Романова Г.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Никифоров А.Н. обратился в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированным жилым помещением, а также о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указал, что родился *** года. С 1974 года по 1983 год воспитывался в детском доме, затем в профессиональном техническом училище, с 1984 года по 1986 год работал каменщиком в ***, с 1986 года по 1988 года служил в Вооружённых Силах СССР. Жилья в собственности не имеет.

В силу статей 121, 122, 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, статей 7, 17, 18, 40 Конституции Российской Федерации, статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года    № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» и постановления Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2012 года № 644-П ответчик обязан включить истца в Список.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

В апелляционной жалобе Никифоров А.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. 

Считает, что судом не в полной мере исследованы обстоятельства по делу, дана неверная оценка представленным доказательствам, чем нарушены нормы материального права. Кроме того, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование приводит доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции было установлено, что истец Никифоров А.Н. родился *** года, в период с 1974 года по 1983 год он воспитывался в детском доме, затем обучался в профессиональном техническом училище, с 1984 года по 1986 год работал каменщиком в *** г.Ульяновска, с 1986 года по 1988 год служил в Вооружённых Силах СССР.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывал на то, что как ребенок-сирота он не был своевременно обеспечен жилым помещением по выходу из детского дома.

На день обращения к ответчику с заявлением об обеспечении жильём возраст истца составлял 50 лет, на условиях социального найма истец вместе с супругой проживает по адресу ***. Общая площадь жилого помещения 26,49 кв.м., жилая - 22 кв.м.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 18 января 2019 года (протокол №1) Никифорову А.Н. было отказано во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, в связи с отсутствием права  на обеспечение специализированным жильем.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что нереализованное право на обеспечение жильем он утратил по достижении 23 лет, поскольку до достижения указанного возраста с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленном порядке не обращался.

Судебная коллегия считает выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Законом Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» на территории Ульяновской области регулируются отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2012 № 644-П утверждён Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок определяет механизм предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.  Специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным; 3) лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Сведения о постановке истца на учёт для обеспечения жилым помещением до достижения истцом возраста 23 лет суду не предоставлены. На день подачи ответчику заявления об обеспечении жильём возраст истца составлял 50 лет.

В ходе рассмотрения дела суду не предоставлены доказательства того, что истец был поставлен на учёт для обеспечения жилым помещением в возрасте до 23 лет или был лишён возможности своевременно обратиться с заявлением об обеспечении жильём.

Кроме того, материалами дела подтверждено, что истец вместе с супругой проживает по адресу: ***, в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма, общая площадь жилого помещения 26,49 кв.м., жилая -22 кв.м. Данное обстоятельство указывает на то, что истец обеспечен жильем по установленным учетным нормам.

Учитывая изложенное, суд обоснованно отказал Никифорову А.Н. в иске в полном объёме.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцу не было известно о том, что на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением необходимо было встать до 23 лет, не  являются основанием к отмене судебного решения.

Так, исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона обеспечение жилой площадью лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет и окончании средней школы, является мерой социальной поддержки государства, направленной на обеспечение  данной категории лиц права на жилище.

В настоящее время данная мера социальной поддержки реализуется путем  предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период получения профессионального образования,  трудоустройства  и получения стабильного дохода жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никифорова Альберта Николаевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: