УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Елистратов А.М.
№ 33-3817/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
1 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Бабойдо И.А.,
судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,
при секретаре Скала П.А.
рассмотрела
в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Никифорова Альберта
Николаевича на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 24 июня 2019 года по делу 2-2922/2019, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований
Никифорова Альберта Николаевича к Министерству семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области о признании отказа во
включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и
подлежащих обеспечением специализированным жилым помещением и о возложении
обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение отказать.
Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения Никифорова
А.Н. и его представителя Романова Г.А.,
поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Никифоров А.Н. обратился в суд с иском к Министерству
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области (далее – Министерство) о признании незаконным отказа во включении в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих
обеспечением специализированным жилым помещением, а также о возложении обязанности
предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что родился
*** года. С 1974 года по 1983 год воспитывался в детском доме, затем в
профессиональном техническом училище, с 1984 года по 1986 год работал
каменщиком в ***, с 1986 года по 1988 года служил в Вооружённых Силах СССР.
Жилья в собственности не имеет.
В силу статей 121, 122, 155.3 Семейного кодекса
Российской Федерации, статей 7, 17, 18, 40 Конституции Российской Федерации, статьи
1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря
1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», Закона Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об
обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на территории Ульяновской области» и постановления Правительства Ульяновской
области от 27 декабря 2012 года № 644-П ответчик обязан включить истца в
Список.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области.
В апелляционной жалобе Никифоров А.Н. просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение.
Считает,
что судом не в полной мере исследованы обстоятельства по делу, дана неверная
оценка представленным доказательствам, чем нарушены нормы материального права.
Кроме того, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а
выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В
обоснование приводит доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Поскольку
лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о
месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть
дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Судом первой инстанции было установлено, что истец
Никифоров А.Н. родился *** года, в период с 1974 года по 1983 год он
воспитывался в детском доме, затем обучался в профессиональном техническом
училище, с 1984 года по 1986 год работал каменщиком в *** г.Ульяновска, с 1986
года по 1988 год служил в Вооружённых Силах СССР.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывал на
то, что как ребенок-сирота он не был своевременно обеспечен жилым помещением по
выходу из детского дома.
На день обращения к ответчику с заявлением об
обеспечении жильём возраст истца составлял 50 лет, на условиях социального
найма истец вместе с супругой проживает по адресу ***. Общая площадь жилого
помещения 26,49 кв.м., жилая - 22 кв.м.
Решением
Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 18
января 2019 года (протокол №1) Никифорову А.Н. было отказано во включении в
список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из
числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области, в связи с отсутствием права на обеспечение специализированным жильем.
Разрешая
спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых
оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что
нереализованное право на обеспечение жильем он утратил по достижении 23 лет,
поскольку до достижения указанного возраста с заявлением о постановке на учет
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленном порядке
не обращался.
Судебная
коллегия считает выводы суда основанными на правильном применении норм
материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации
закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных
прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе
гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса
Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых
помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми
помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы,
содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В
соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет,
у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или
единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или
обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на
дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно
пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29
февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта,
по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по
достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По
заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и
достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании
срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального
обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального
образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо
окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким
образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления
жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря
1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение
благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц:
дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных
Федеральным законом
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в
жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При
этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при
условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия
их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения
возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица
из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым
помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в
жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут
рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица,
имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21
декабря 1996 года № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не
соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой
социальной поддержки.
Законом Ульяновской области от 21
декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
на территории Ульяновской области регулируются отношения, связанные с
реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а
также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда.
Постановлением Правительства
Ульяновской области от 27 декабря 2012 № 644-П утверждён Порядок предоставления
жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда
Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок определяет механизм
предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(далее - специализированные жилые помещения), по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных
жилых помещений предоставляются: 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным; 3) лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического
обеспечения их жилыми помещениями, если их право на получение жилых помещений
не было своевременно реализовано.
Сведения о постановке истца на учёт для обеспечения
жилым помещением до достижения истцом возраста 23 лет суду не предоставлены. На
день подачи ответчику заявления об обеспечении жильём возраст истца составлял
50 лет.
В
ходе рассмотрения дела суду не предоставлены доказательства того, что истец был
поставлен на учёт для обеспечения жилым помещением в возрасте до 23 лет или был
лишён возможности своевременно обратиться с заявлением об обеспечении жильём.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что истец
вместе с супругой проживает по адресу: ***, в жилом помещении, занимаемом по
договору социального найма, общая площадь жилого помещения 26,49 кв.м., жилая
-22 кв.м. Данное обстоятельство указывает на то, что истец обеспечен жильем по
установленным учетным нормам.
Учитывая изложенное, суд обоснованно отказал
Никифорову А.Н. в иске в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцу
не было известно о том, что на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением
необходимо было встать до 23 лет, не
являются основанием к отмене судебного решения.
Так, исходя из системного толкования вышеприведенных норм
закона обеспечение жилой площадью лиц, относящихся к категории детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет и
окончании средней школы, является мерой социальной поддержки государства,
направленной на обеспечение данной
категории лиц права на жилище.
В настоящее время данная мера социальной поддержки
реализуется путем предоставления лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период
получения профессионального образования,
трудоустройства и получения
стабильного дохода жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального
права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически
значимые обстоятельства установлены полно и правильно.
При таких обстоятельствах принятое по делу
решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24
июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никифорова Альберта
Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: