Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям
Документ от 08.10.2019, опубликован на сайте 17.10.2019 под номером 83834, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                                          Дело № 33-3890/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  8 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2051/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 мая 2019 года с учетом определения того же суда от 18 июля 2019 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

исковые требования  Бизяевой Татьяны Анатольевны  удовлетворить.

Обязать государственное  учреждение здравоохранения «Городская больница №2» выписать Бизяевой Татьяне Анатольевне рецепт на приобретение лекарственного препарата *** в соответствии с назначением врачей.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить   Бизяеву Татьяну Анатольевну медицинским препаратом ***  в соответствии с назначениями врачей. 

Решение  суда  подлежит немедленному исполнению на основании ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Бизяевой Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Бизяева Т.А.  обратилась  в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ) «Городская больница № 2», Министерству здравоохранения  Ульяновской области об обеспечении лекарственным препаратом. В обоснование иска указала, что является  инвалидом, имеет диагноз: ***. По результатам консультации специалистами РОНЦ г.Москвы ей рекомендована терапия препаратом *** 2 раза в день, ежедневно. Врачебной комиссией государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский клинический онкологический диспансер» (далее - ГУЗ «ОКОД») в 2018 году было принято решение о необходимости по медицинским жизненным показаниям проведения ей противоопухолевой терапии лекарственным препаратом *** 2 раза в день, ежедневно, курсовыми приемами в течение 1 года. Врачебной комиссией ГУЗ «ОКОД» в январе 2019 года вновь принято решение о необходимости по медицинским жизненным показаниям продолжения противоопухолевой терапии лекарственным препаратом ***. Министерство здравоохранения Ульяновской области отказало ей в организации лекарственного обеспечения названным лекарственным препаратом со ссылкой на то, что лекарственный препарат *** не входит в Перечень лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р и соответствующий территориальный перечень, с чем она не согласна. Просила обязать ГУЗ «Городская больница № 2» выписывать ей рецепты на получение лекарственного препарата *** в полном соответствии с режимом и дозировками, установленными врачебной комиссией ГУЗ «ОКОД»; Министерство здравоохранения Ульяновской области – организовать ее бесплатное обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственным препаратом «Олапариб» в полном соответствии с режимом и дозировками, установленными врачебной комиссией ГУЗ «ОКОД».

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «УКОД», областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области), и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Тем самым, обеспечение лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Указывает на наличие срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, по истечению которого обеспечение лекарственным препаратом невозможно. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Кроме того, лекарственный препарат ***, не входит в перечень препаратов, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р, а также в перечень, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 28 декабря 2018 года № 681-П. По мнению автора жалобы, поскольку Бизяева Т.А. отказалась от получения льгот в натуральном выражении в соответствии с ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и п.7 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», она не вправе требовать предоставления мер государственной поддержки по одному основанию как в денежном, так и в натуральном выражении.

В возражениях на жалобу Бизяева Т.А., ОГКУСЗН Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бизяева Т.А. является инвалидом *** групп бессрочно, имеет диагноз: ***.

1 марта 2018 года Бизяева Т.А. была проконсультирована специалистами РОНЦ г. Москвы, ей рекомендована поддерживающая терапия препаратом *** 2 раза в день ежедневно, контроль каждые 3 месяца.

Заключениями врачебной комиссии ГУЗ «УКОД» от 17 февраля 2018 года и 18 января 2019 года Бизяевой Т.А. показано продолжение противоопухолевой терапии в плановом порядке по жизненным показаниям лекарственным препаратом *** 2 раза в день, ежедневно.

31 января 2019 года Бизяева Т.А. обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области с заявлением об обеспечении ее лекарственным препаратом ***, который ей необходим по жизненным показаниям.

Письмом от 26 февраля 2019 года Министерство здравоохранения Ульяновской области уведомило Бизяеву Т.А. об отказе в удовлетворении ее заявления об обеспечении лекарственным препаратом, указав, что лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на льготы в части лекарственного обеспечения в соответствии с действующим законодательством, осуществляется в рамках федерального Перечня лекарственных препаратов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р, и территориального Перечня лекарственных препаратов, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2018 года № 681-П, в которые лекарственный препарат *** не включен.

Бизяева Т.А., полагая незаконным отказ в обеспечении лекарственным препаратом, который ей необходим по жизненным показаниям, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ)  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 1); установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (п. 14).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесены злокачественные новообразования (С 00 – С 97).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункты 1, 2 части 14 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ).

В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403 утверждена Программа государственных гарантий  бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Новообразования включены в раздел III названной выше Федеральной программы, которым определен Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, лица, страдающие *** заболеваниями, обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

В соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт.

Часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Материалами дела подтверждено, что истцу по жизненным показаниям заключением врачебной комиссии ГУЗ «ОКОД» рекомендован прием лекарственного препарата ***.

С учетом изложенных выше фактических обстоятельств и норм действующего законодаетльства судебная коллегия приходит к выводу о том, что Бизяевой Т.А. были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ей жизненно важного лекарственного препарата и обеспечения данным препаратом, однако Министерство здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ «Городская больница № 2» уклонились от действий по решению вопроса об оформлении Бизяевой Т.А. бесплатного рецепта и обеспечения ее требуемым лекарственным препаратом.

В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П, вступившим в силу с 1 января 2019 года, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16 ноября 2018 года Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

разрабатывает предложения об установлении мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункт 24).

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство здравоохранения возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Бизяева Т.А.

Утверждения в жалобе о том, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение лекарственными препаратами осуществляется на основании рецептов, не опровергает выводы суда о наличии у Бизяевой Т.А. оснований для оформления ей рецепта на спорный лекарственный препарат.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиками возложенных на них законом обязанностей по оформлению рецепта на жизненно необходимый истцу лекарственный препарат и обеспечения таким препаратом, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. 

Нуждаемость истца в лекарственном препарате установлена не обжалуемым решением суда, а заключениями врачебной комиссии и лечащего врача.

Тот факт, что необходимый истцу по жизненным показаниям лекарственный препарат *** не входит в перечень препаратов, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года №2738-р, а также в перечень, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 28 декабря 2018 года № 681-П, основанием к отмене судебного решения также не является, поскольку в силу положений приведенной выше ч. 15 ст.37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт и перечень, возможно по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии, которое у истца имеется.

То обстоятельство, что Бизяева Т.А. как инвалид отказалась от набора социальных услуг, не может служить поводом для отказа в реализации ее права, гарантированного Федеральным законом № 323-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, как лица, страдающего *** заболеванием и нуждающегося в препарате *** по жизненным показаниям.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 мая 2019 года с учетом определения того же суда от 18 июля 2019 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи