УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Петрова И.И.
Дело № 33-3838/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
1 октября
2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2493/19 по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 июня 2019 года, по
которому постановлено:
Исковые
требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, в интересах
Сухалова Геннадия Васильевича, удовлетворить частично.
Обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Сухалова Геннадия
Васильевича следующими лекарственными препаратами по выписанным ранее рецептам:
*** дозировкой 50мг №30 в количестве 3ед. (всего 6ед.) по рецептам врача от
09.01.2019г. №53, *** дозировкой 10мг №20 в количестве 2 ед. (всего 4ед.) по
рецептам врача от 10.01.2019г. №98, от 21.02.2019г. №1591; *** дозировкой 10мг
№30 в количестве 2ед. (всего 4ед.) по рецептам врача от 10.01.2019г. №95, от
25.03.2019г. №3168; *** дозировкой 100мг
№30 в количестве 1ед. (всего 3ед.) по рецепту врача от 25.03.2019г. №3170.
В удовлетворении
остальной части иска – отказать.
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действующий в
интересах Сухалова Г.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения
Ульяновской области об обязании
обеспечить лекарственными средствами по рецептам лечащего врача.
Требования мотивировал тем, что
Сухалов Г.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно,
наблюдается лечащим врачом ГУЗ «Городская больница №2» и по медицинским
показаниям нуждается в применении лекарственных препаратов, на которые ему
лечащим врачом были выписаны рецепты.
Однако до настоящего времени
рецепты не обеспечены аптечным учреждением.
Просил
обязать ответчика обеспечить Сухалова Г.В. лекарственными препаратами***
дозировкой 200мг 50мг №100 в количестве 2 ед. (всего 6 ед.) по рецептам врача
от 09.01.2019 №52, от 22.02.2019 №1622, от 28.03.2019 №3377; *** дозировкой
50мг №30 в количестве 3ед. (всего 6ед.) по рецептам врача от 09.01.2019 №53, от
22.02.2019 №1623; *** дозировкой 10мг №20 в количестве 2 ед. (всего 4ед.) по
рецептам врача от 10.01.2019 №98, от 21.01.2019 №1591; *** дозировкой 10мг №30
в количестве 2ед. (всего 4ед.) по рецептам врача от 10.01.2019 №95, от
25.03.2019 №3168; *** дозировкой 100мг
№30 в количестве 1ед. (всего 3ед.) по рецептам врача от 10.01.2019 №97, от 21.02.2019 №1590, от
25.03.2019 №3170.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить
решение суда в части возложения на
Министерство обязанности по обеспечению Сухалова Г.В. лекарственными
препаратами по выписанным рецептам.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка
назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом
развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего
заболеваний. За назначение и дозировку препарата несет ответственность лечащий
врач. Обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по
льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не
может быть назначено по судебному решению. Прокуратура и суд не могут решать
вместо лечащего врача, какой лекарственный препарат должен быть назначен и в
какой дозировке. Ссылаясь на Региональную медицинскую информационную систему,
указывает, что дальнейшее обеспечение Сухалова Г.В. лекарственными препаратами ***
Министерством осуществляется. Кроме
того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению
которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. Лекарственные препараты так же имеют срок
годности и запасам впрок не подлежат.
В возражениях на апелляционную жалобу Сухалов Г.В., прокурор
Ленинского района г.Ульяновска просят оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Сухалов Г.В., *** года
рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, инвалидность
установлена бессрочно, наблюдается в ГУЗ «Городская больница №2», имеет право
на льготы в части лекарственного обеспечения.
Лечащим врачом ГУЗ «Городская больница №2» Сухалову Г.В.
были выписаны два рецепта от
09.01.2019 №53, от 22.02.2019 №1623 на
лекарственный препарат ***, два рецепта от 10.01.2019 №98, от 21.02.2019 №1591
на лекарственный препарат ***, два рецепта от
10.01.2019 №95, от 25.03.2019 №3168 на лекарственный препарат ***, три
рецепта от 10.01.2019 №97, от
21.02.2019 №1590, от 25.03.2019 №3170 на лекарственный препарат ***.
По представленным АО «УльяновскФармация» сведениям судом
было установлено, что Сухалов Г.В. был обеспечен лекарственными препаратами ***
по рецепту от 22.02.2019 №1623 и *** по рецептам от 10.01.2019 №97 и от
21.02.2019 №1590.
Между тем, до настоящего времени истец всеми указанными
выше лекарственными препаратами обеспечен не был.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Ленинского
района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных
требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и
обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа
в удовлетворении требований прокурора в интересах
Сухалова Г.В., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В силу п.8 ст.6.1 и подп.1 п.1 ст.6.2 Федерального закона от
17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право
на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В состав набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная
медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со
стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми
лекарственными средствами.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень
лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических
учреждений, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов
лечебного питания для детей-инвалидов формируются Правительством РФ (ч. 2 ст.
6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона «О
государственной социальной помощи» приказом Минздравсоцразвития России от
29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг
отдельным категориям граждан.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что за предоставлением
необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане
обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную
медико-санитарную помощь.
Согласно пункту 2.3 Порядка при обращении гражданина в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по
результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные
препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты
лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных
препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по
решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем
изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке
Минздравсоцразвития России.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, предусмотрено
предоставление всех лекарственных средств неработающим инвалидам *** группы.
В соответствии с Положением
о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением
Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной
политики в сфере охраны здоровья.
Согласно п.2.1 Положения Министерство в
сфере управления здравоохранением осуществляет, в том числе и следующие
полномочия:
реализует
мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой
лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения,
предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными предусмотренным постановлением
Правительства средствами и изделиями медицинского назначения»;
организует обеспечение граждан лекарственными
препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения
заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению
продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый
Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного полномочиями в сфере
здравоохранения, в частности, сфере обеспечения граждан лекарственными
препаратами на территории Ульяновской области обладает, прежде всего,
Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Суд установил, что Сухаловым Г.В. в установленном порядке
были получены рецепты, по которым в установленный срок он не смог получить
лекарственные препараты, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные
требования прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской
области обязанности по обеспечению
Сухалова Г.В. необходимыми ему
препаратами, за исключением рецепта от 22.02.2019 №1623 на лекарственный препарат
*** и рецептов от 10.01.2019 №97 и от 21.02.2019 №1590 на препарат ***, по которым истец был обеспечен.
Довод Министерства об отсутствии у них возможности выдать
спорные лекарственные препараты по причине истечения срока действия выписанных
лечащим врачом рецептов, несостоятелен, поскольку Сухалов Г.В., в связи с
имеющимся у него заболеванием, постоянно
нуждается в приёме данных лекарств.
Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной жалобе,
судебная коллегия так же считает несостоятельными, не основанными на нормах
действующего законодательства.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р
Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 июня 2019 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: