Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении медицинскими изделиями
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 09.10.2019 под номером 83696, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                       Дело № 33-3839/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  1 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2382/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 мая 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Л*** Т*** С*** удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Л*** Т*** С*** расходными материалами ***:

по льготному рецепту от 21 февраля 2019 года серии 731911 № 2 на получение ***;

по льготному рецепту от 21 февраля 2019 года серии 731911 № 1 на получение ***;

по льготному рецепту от 4 марта 2019 года серии 731911 № 4 на получение ***;

по льготному рецепту от 4 марта 2019 года серии 731911 № 3 на получение ***.

 

Заслушав доклад судьи  Герасимовой Е.Н., пояснения законного представителя  несовершеннолетнего Л*** Т.С. – Лимонова С.П., высказавшего возражения по доводам жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновкой области о возложении обязанности по обеспечению изделиями медицинского назначения. В обоснование иска указал, что Л*** Т.С., *** года рождения, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) поликлиническое отделение № 2 с диагнозом: ***, является ребенком-инвалидом, нуждается в применении расходных материалов ***. Врачом ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) поликлиническое отделение № 2 21 февраля и 4 марта 2019 года несовершеннолетнему были выписаны льготные рецепты на получение ***. Однако, выдача данных расходных материалов по вышеуказанным рецептам в аптечном пункте акционерного общества (далее – АО) «УльяновскФармация» до настоящего времени не произведена. Прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Л*** Т.С. ***: по льготному рецепту от 21 февраля 2019 года серии № 731911 № 2 на получение ***; по льготному рецепту от 21 февраля 2019 года серии 731911 № 1 на получение ***; по льготному рецепту от 4 марта 2019 года серии 731911 № 4 на получение ***; по льготному рецепту от 4 марта 2019 года серии 731911 № 3 на получение ***.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр), Территориальный орган Росздравнадзора, и, рассмотрев исковые требования по существу, принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорными расходными материалами к изделию медицинского назначения должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Обращает внимание, что в региональной медицинской информационной системе сведения о льготных рецептах от 21 февраля и 4 марта 2019 года на получение *** отсутствуют. Отмечает, что рецепты на получение спорных медицинских изделий были выписаны на бланках формы №148-1/у-04 (л), которые, согласно п.11 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептуальных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» предназначены для выписки лекарственных препаратов, в связи с чем, по мнению автора жалобы, спорные рецепты являются недействительными. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты и медицинские изделия. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и истец, возможно, будет обеспечиваться другими изделиями медицинского назначения.

В возражениях на апелляционную жалобу Лимонов С.П. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Л*** Т.С., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) с диагнозом: ***, является ребенком-инвалидом.

ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) Л*** Т.С. выписаны рецепты на медицинские изделия: 21 февраля 2019 года - серии №731911 № 2 на получение ***; 21 февраля 2019 года - серии 731911 № 1 на получение ***; 4 марта 2019 года - серии 731911 № 4 на получение ***; 4 марта 2019 года - серии 731911 № 3 на получение ***.

Однако медицинскими изделиями по указанным рецептам Л*** Т.С.  обеспечен не был по причине их отсутствия в аптечном учреждении.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению несовершеннолетнего Л*** Т.С. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми  медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети, инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Необходимые истцу медицинские изделия включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р,  ***.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К числу льготной категории граждан данным постановлением отнесены дети-инвалиды.

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения несовершеннолетнего Л*** Т.С. бесплатно на период амбулаторного лечения медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями должно осуществляться только на основании рецептов лечащего врача, не могут быть приняты во внимание, так как оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца медицинскими изделиями по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Л*** Т.С. в спорных медицинских изделиях носит постоянный характер.

Факт выписки спорных рецептов на бланке, предназначенном для выписывания лекарственных препаратов, а не медицинских изделий, не опровергает нуждаемость ребенка-инвалида в медицинских изделиях и не может быть поставлен ему в вину.

Отсутствие в региональной медицинской информационной системе сведений о льготных рецептах от 21 февраля и 4 марта 2019 года, которые, как следует из материалов дела, были оформлены лечащим врачом не в электронной системе, а выписаны на бланке от руки, не свидетельствует о недействительности рецептов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи