Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лкарствами
Документ от 24.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83557, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить бесплатно лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                           Дело № 33-3752/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  24 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Лукьянчикова Валентина Петровича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области выразившееся в не обеспечении Лукьянчикова Валентина Петровича лекарственным препаратом: *** по рецептам от 29.01.2019, 21.02.2019.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Лукьянчикова Валентина Петровича лекарственным препаратом: *** по рецептам от 29.01.2019, 21.02.2019.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Лукьянчикова В.П., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Лукьянчикова В.П., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование исковых требований указал, что Лукьянчиков В.П. наблюдается в ООО «Проекты в сфере здравоохранения» с заболеванием ***. Из информации лечебного учреждения следует, что Лукьянчиков В.П. нуждается в назначенных ему лекарственных препаратах. Так, ему были выписаны следующие лекарственные препараты: *** по рецептам от 29.01.2019, 21.02.2019. При этом согласно отчету АО «УльяновскФармация» о выписанных и предъявленных к обеспечению  рецептах  Лукьянчиков В.П. названными выше медицинскими препаратами  не обеспечен. Таким образом, права Лукьянчикова В.П. на льготное получение данных медицинских препаратов грубо нарушены.

Прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Лукьянчикова В.П. медицинскими препаратами: *** по рецептам от 29.01.2019, 21.02.2019.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Ссылаясь на сведения Региональной медицинской информационной системы отмечает, что дальнейшее обеспечение Лукьянчикова В.П. лекарственным препаратом *** Министерством осуществляется.

Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.

При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими препаратами.

Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок.

Более того отмечает, что лекарственные препараты так же имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.  

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, представителей третьих лиц АО «УльяновскФармация», ООО «Проекты в сфере здравоохранения», извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Лукьянчиков В.П., *** года рождения наблюдается в ООО «Проекты в сфере здравоохранения» с диагнозом: ***.

Лечащим врачом по медицинским показаниям Лукьянчикову В.П. 29.01.2019 и 21.02.2019  были выписаны рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными средствами: ***.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Лукьянчикову В.П.  предоставлено право на льготы в части лекарственного обеспечения в соответствии с указанным Постановлением  за счет средств областного бюджета  Ульяновской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

При обращении в аптеку АО «УльяновскФармация» Лукьянчиков В.П. лекарственные препараты по указанным рецептам не получил ввиду их отсутствия.

До настоящего времени льготными лекарственными препаратами по рецептам от 29.01.2019 и 21.02.2019  Лукьянчиков В.П. не обеспечен, что негативно влияет на его здоровье и самочувствие.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Лукьянчиков В.П.  имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истца  лекарственными препаратами по назначению врача: *** по рецептам от 29.01.2019, 21.02.2019, признав бездействие ответчика в данной части незаконным.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Лукьянчикова В.П. необходимыми ему лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке препаратов: *** выполнило, невыдача же указанных  препаратов истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача  Лукьянчикову В.П. бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам от 29.01.2019 и 21.02.2019 произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истец постоянно нуждается в приеме указанных  препаратов, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен ими сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: