Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ во включении периодов в стаж работы в учреждениях здравоохранения
Документ от 24.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83541, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа на досрочное назначение страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                       Дело № 33-3724/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  24 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Калашникова Николая Леонидовича - Кирсанова Олега Ивановича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Калашникова Николая Леонидовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о признании незаконным решения от 20 февраля 2019 года в части отказа включения в специальный стаж периодов работы с 9 декабря 2006 года по 28 декабря 2007 года в должности врача-стоматолога ортопеда в *** и с 29 декабря 2017 года по 31 декабря 2018 года в должности врача-стоматолога ортопеда в обществе с ограниченной ответственностью «Витадент», признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Калашникова Н.Л., его представителя  Кирсанова О.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Калашников Н.Л.  обратился в суд иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее - ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что 12 февраля 2019 года он обратился в ГУ–УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением комиссии ответчика от 20 февраля 2019 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано в связи с недостаточностью специального стажа. При этом периоды работы с 9 декабря 2006 года по 28 декабря 2007 года в должности врача-стоматолога ортопеда в *** и с 29 декабря 2007 года по 31 декабря 2018 года в должности врача-стоматолога ортопеда в обществе с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Витадент» необоснованно не были засчитаны в специальный стаж. С решением ответчика он не согласен. Просил в судебном порядке признать решение пенсионного органа от 20 февраля 2019 года незаконным в части отказа включения в специальный стаж названных периодов работы, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Витадент», государственное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 5» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Калашникова Н.Л. – Кирсанов О.И. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и подлежащим отмене. По мнению автора жалобы, вывод суда о том, что в спорные периоды истец работал в медицинских организациях, которые по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями, а право на льготную пенсию дает работа только в учреждениях здравоохранения, нарушает конституционное право истца на пенсионное обеспечение. Ссылаясь на Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», указывает, что назначение льготной пенсии гарантировалось на равных работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По мнению автора жалобы, позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в ряде своих постановлений, указывает на то, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения на одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Обращает внимание, что финансирование досрочных трудовых пенсий производится на общих основаниях. Полагает, что при разрешении вопроса об отнесении государственного либо муниципального учреждения к числу медицинских следует руководствоваться утвержденной в установленном законом порядке Номенклатурой медицинских учреждений, а в отношении учреждений иной формы собственности – Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и содержащимся там понятием медицинской организации. Просит учесть, что в отношении ООО «Витадент» судом установлено и доказательствами подтверждено, что основным видом деятельности данной организации является медицинская. В специальный стаж истца засчитан период его работы в ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Ульяновска», а период работы на тех же условиях в ООО «Витадент» необоснованно исключен из специального стажа. Тождественность условий труда в данных медицинских организациях подтверждается как документально, так и показаниями допрошенного в суде первой инстанции свидетеля.

В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12 февраля 2019 года Калашников Н.Л., *** года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 20 февраля 2019 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, который определен ответчиком на дату обращения истца продолжительностью 19 лет 3 месяца 10 дней.

В специальный стаж истца пенсионным органом не засчитаны периоды его работы с 9 декабря 2006 года по 28 декабря 2007 года – в должности врача стоматолога ортопеда ***; с 29 декабря 2007 года по 31 декабря 2018 года – в должности врача стоматолога ортопеда ООО «Витадент», поскольку названные периоды работы отражены на индивидуальном лицевом счете Калашникова Н.Л. общими условиями труда, а также наименование организаций, в которых работал истец, не предусмотрено соответствующим Списком должностей и учреждений.

Полагая незаконным отказа в зачете в специальный стаж названных периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости, Калашников Н.Л. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 указанной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 30).

Подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Между тем такое наименование учреждений, как общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенном нормативном правовом акте (Списке) не указано.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, термин «учреждение здравоохранения» не может трактоваться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Доводы апелляционной жалобы в этой части об обратном не основаны на законе.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Устанавливая в Федеральном законе № 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-О).

Кроме того, п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Материалами дела подтверждено, что Калашников Н.Л. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» 28 сентября 1999 года.

Спорные периоды работы отражены на лицевом счете истца общими условиями труда.

При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Калашниковым Н.Л. требований.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Калашникова Николая Леонидовича - Кирсанова Олега Ивановича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи