Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты для приобретения жилья молодой семье
Документ от 24.09.2019, опубликован на сайте 07.10.2019 под номером 83517, 2-я гражданская, об обязании выдать свидетельство о праве на социальную выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                         Дело № 33-3745/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  24 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дубровской Александры Анатольевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований  Дубровской Александры Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М*** Д*** С*** и М*** Н*** С*** к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, муниципальному учреждению  «Администрация  муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках  реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы  «Жилище» на 2015-2020 годы отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  пояснения истицы Дубровской А.А., ее представителя Власовой Ж.Ю., третьего лица Мазанова  С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя  ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Ерлычковой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Дубровская А.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М*** Д.С. и М***  Н.С.,  обратилась в суд с иском к  Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области  об обязании выдать свидетельство о праве на социальную выплату.

Требования обосновала тем, что 05.09.2016  администрацией МО «Ульяновский район» она с составом семьи: супруг Мазанов  С.А.,  дочь  М*** Д.С., *** года рождения, сын  М***  Н.С.,  *** года рождения,  признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве  нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что подтверждается постановлением  № ***.

13.09.2016 Постановлением  администрации МО «Ульяновский район» за № *** она и члены ее семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 03.10.2016 на основании  Постановления № ***  администрации МО «Ульяновский район»    Дубровская  А.А. с составом семьи четыре человека включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и 13.10.2016 на основании постановления № *** включена в список очередников на получение социальных выплат по указанной программе. 

06.03.2018 администрация МО «Ульяновский район» известила истца о том, что она с составом семьи исключена из списков программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2012 года».

До настоящего времени   свидетельство о праве на социальную выплату  семье истца не выдано.

Просила обязать ответчика выдать истцу свидетельство о праве на социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках  реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы  «Жилище» на 2015-2020 годы.

Определением суда в качестве соответчика привлечено МУ  «Администрация  муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области», в качестве третьих лиц - Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Мазанов С.А.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Дубровская А.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Считает, что при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции не было учтено Соглашение, заключенное между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Ульяновской области №069-08-2018-178 от 05.02.2018, согласно которому в бюджете Ульяновской области на момент его подписания (05.02.2018), было предусмотрено 34 000 000 руб., соответственно, в областном бюджете имелись средства для реализации программы «Жилище».

Так же считает, что судом первой инстанции не была дана правовая оценка статусу семьи истца, поскольку в настоящий момент она не исключена из списка нуждающихся в получении спорной выплаты и не обеспечена свидетельством на получение вышеуказанной субсидии.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии возможности у государства реализовать в настоящий момент право семьи истца и предоставить спорное свидетельство.    

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.       

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчика  МУ «Администрация МО «Ульяновский район», третьих лиц Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Министерства финансов РФ, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Как следует из материалов дела 5 сентября 2016 года Дубровская А.А. с составом семьи (супруг Мазанов С.А., дочь М*** Д.С., сын М***  Н.С.) администрацией МО «Ульяновский район» признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением администрации муниципального образования «Ульяновский район» № *** от 13 сентября 2016 года Дубровская А.А. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принята на учет с составом семьи 4 человека.

Семья истицы в составе четырех человек – супруги Дубровская А.А., *** года рождения,  и Мазанов С.А., *** года рождения, и их несовершеннолетние дети М*** Д.С., *** года рождения, М***  Н.С., *** года рождения, включены в список очередников на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы (постановление администрации МО «Ульяновский район» № *** от 03.10.2016).

Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в 2017 году был сформирован список семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, в котором числится  семья Дубровской А.А.

Однако в 2018 году семье  Дубровской А.А. свидетельство о праве на социальную выплату выдано не было ввиду недостаточного финансирования на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации.

Дубровская А.А., полагая, что ее семье незаконно  было отказано в выдаче свидетельства о праве на социальную выплату в 2018 году, обратилась в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дав верную правовую оценку представленным доказательствам и  обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для  удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Во исполнение предписаний статьи 40 (части 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года №1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части – отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно указанным Правилам список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2016 года №159-П «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях реализации мероприятий «Предоставление социальных выплат молодым семьям» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 20142021 годы» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2021 годы» установлено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, связанных с реализацией муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающих мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство  жилого объекта индивидуального жилищного строительства.

Главным распорядителем средств бюджета, предоставляемых местным бюджетам в форме субсидий, является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Министерство вносит в установленном порядке предложения по перераспределению объемов бюджетных ассигнований, утвержденных законом Ульяновской области  об областном бюджете на соответствующий финансовый год, на предоставление субсидий, не подтвержденных органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области принятыми бюджетными обязательствами по состоянию на 1 ноября текущего финансового года.

Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на цели, указанные в пункте 2 названного Порядка.

Законом Ульяновской области №103-ЗО от 9 октября 2018 года «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 год» предусмотрено  предоставление межбюджетного трансферта – субсидий на реализацию мероприятий  по обеспечению жильем молодых семей муниципальному учреждению «Управление финансов муниципального образования Ульяновский район» Ульяновской области в сумме 485 422, 88 руб., которые были распределены.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что выдача свидетельства о праве на социальную выплату обусловлена финансовыми возможностями государства.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия  считает необходимым отметить, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными правилами требованиям к молодой семье.

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей –участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года № 3-О и от 23 апреля 2015 года №997-О).

Изложенные в апелляционной жалобе Дубровской А.А. доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на законность и обоснованность судебного решения.

Доводы апелляционной жалобы  в части того, что в следующем году мужу истицы исполниться 36 лет и ее семья утратит статус молодой семьи и соответственно право на социальную выплату  для приобретения (строительства) жилья  в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы,  ее составной части – отдельной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения Ленинского районного  суда г.Ульяновска от 14 мая 2019 года, поскольку оно постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка.

Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому правильное по существу решение суда, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дубровской Александры Анатольевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: