Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 27.09.2019 под номером 83483, 2-я гражданская, о признании недействительным решнние об отказе в назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                        Дело № 33-3619/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Платоновой Натальи Алексеевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Платоновой Натальи Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию по старости отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Платоновой Н.А., ее представителя адвоката Машковой Н.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Платонова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе гльяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 04 октября 2018 года  обратилась в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 15 января 2019 года  в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано ввиду отсутствия специального стажа. При этом в стаж на соответствующих видах работ не включен период ее работы с 11 марта 2011 года по 3 октября 2018 года в должности медицинской сестры процедурной в отделении рентгеновской компьютерной томографии Центра лучевой диагностики ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница», с чем она не согласна. Работа в спорный период характеризуется как соответствующая Списку № 1. Просила признать решение ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включить период работы с 11 марта 2011 года по 3 октября 2018 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 10 октября 2018 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница, общество с ограниченной ответственностью «Фактор» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Платонова Н.А. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. По мнению автора жалобы, обстоятельства дела, которые суд посчитал установленными, не подтверждаются собранными по делу доказательствами, часть из которых проигнорирована судом. Просит учесть, что право на социальное, в том числе пенсионное обеспечение, гарантировано Конституцией Российской Федерации. Данное конституционное право не может ставиться в зависимость от исполнения работодателем обязанности по надлежащему ведению персонифицированного учета.

В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе гльяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 4 октября 2018 года Платонова Н.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ответчика в назначении такой пенсии Платоновой Н.А. отказано ввиду отсутствия специального стажа.

При этом страховой стаж истца на дату обращения определен пенсионным органом продолжительностью 28 лет 1 месяц 13 дней, специального стажа по Списку № 1 у истца не имеется.

В специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 40-ФЗ, Платоновой Н.А. не засчитан период ее работы с 11 марта 2011 года по 3 октября 2018 года в должности медицинской сестры процедурной в отделении рентгеновской томографии Центра лучевой диагностики ГУЗ УОКБ, поскольку данный период льготной работы не подтверждается сведениями индивидуального персонифицированного учета, справкой работодателя.

Полагая незаконным отказ во включении в специальный стаж названного периода работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1, Платонова Н.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (часть 4 ст. 30).

В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Подпунктом «а» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516,  в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ определены правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа.

Так, в силу названной нормы закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14).

Материалами дела подтверждено, что Платонова Н.А. зарегистрирована в системе персонифицированного учета 24 сентября 1999 года.

Спорный период работы истца в ГУЗ УОКБ отражен на лицевом счете Платоновой Н.А. как работа лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, без указания кода «особых» условий труда по Списку № 1.

Страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, на что указано в ч. 6 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в качестве одного из обязательных условий для включения в специальный стаж периодов работы по Списку № 1 после 1 января 2013 года, работодателем за Платонову Н.А. не уплачивались.

Статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователи представляют для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице,  в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно справке администрации ГУЗ УОКБ от 28 декабря 2018 года должность медицинской сестры процедурной в отделении рентгеновской компьютерной томографии Центра лучевой диагностики не предусмотрена утвержденным в учреждении Перечнем рабочих мест льготных профессий, в связи с чем данный период работы не может быть засчитан в специальный стаж по Списку № 1 от 26 января 1991 года № 10.

В карте аттестации рабочего места медицинской сестры процедурного отделения рентгеновской компьютерной томографии, составленной ООО «Фактор» 26 июня 2013 года и 22 августа 2017 года, на которую ссылается сторона истца, указано на наличие права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 (позиция 12300000-24173, раздел ХIХ. Учреждения здравоохранения).

Из содержания ответа ГУЗ УОКБ от 14 января 2019 года в адрес Платоновой Н.А. следует, что на основании журналов обследования больных отделения рентгеновской компьютерной томографии Центра лучевой диагностики не установлена постоянная занятость работника в течение полного рабочего дня на работах с источниками ионизирующих излучений; должностная инструкция медицинской сестры процедурной отделения рентгеновской компьютерной томографии Центра лучевой диагностики не содержит обязанности по введению контрастного вещества. Созданной работодателем комиссией принято решение не вносить должность медицинской сестры процедурной отделения рентгеновской компьютерной томографии Центра лучевой диагностики в утвержденный Перечень должностей, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по разделу ХIХ Списка № 1 от 26 января 1991 года, позиция 12300000-24713; повторно провести аттестацию рабочего места медицинской сестры процедурной отделения рентгеновской компьютерной томографии Центра лучевой диагностики в 2019 году.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установив приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований Платоновой Н.А., включении в ее специальный стаж по Списку № 1 периода работы, который не подтверждает работодатель, являющийся действующим юридическим лицом.

Поскольку условия и основания назначения досрочных страховых пенсий строго регламентированы Федеральным законом, оснований утверждать о нарушении пенсионных прав истца судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Основания для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Платоновой Натальи Алексеевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи