Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 30.09.2019 под номером 83464, 2-я гражданская, о признании незаконными бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                             Дело № 33-3601/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Сергеева Александра Афанасьевича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Сергеева Александра Афанасьевича лекарственными препаратами.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Сергеева Александра Афанасьевича лекарственными препаратами: *** 20мг № 30 в количестве 1 упаковка по рецепту от 24.08.2018; *** 5мг № 30 в количестве 2 упаковки по рецептам от 31.01.2019, 28.02.2019; *** 2,5мг № 30 в количестве 1 упаковка по рецепту от 31.01.2019; изделиями медицинского назначения: *** в количестве 20 штук по рецепту от 28.09.2018; *** в количестве 40 штук по рецептам от 30.01.2019, 28.02.2019.

Обратить решение к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, в интересах Сергеева Александра Афанасьевича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что Сергеев А.А. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом ***, согласно назначениям врача истец нуждается в обеспечении лекарственными препаратами - *** и изделиями медицинского назначения - ***. Между тем, в 2018 году и истекшем периоде 2019 года ежемесячные рецепты на указанные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, выписанные истцу лечащим врачом в установленном порядке, аптечным учреждением не обеспечивались. Так, не обеспечены рецепты на: *** в количестве 1 упаковка - от 24.08.2018; *** в количестве 2 упаковки - от 31.01.2019, 28.02.2019; *** в количестве 1 упаковка - от 31.01.2019; *** в количестве 20 штук - от 28.09.2018; *** в количестве 40 штук - от 30.01.2019, 28.02.2019.

Просил с учетом уточнения признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Сергеева А.А. лекарственными препаратами *** в количестве 1 упаковка по рецепту от 24.08.2018, *** в количестве 2 упаковки по рецептам от 31.01.2019, 28.02.2019, *** в количестве 1 упаковка по рецепту от 31.01.2019, изделиями медицинского назначения - *** в количестве 20 штук по рецепту от 28.09.2018, *** в количестве 40 штук по рецептам от 30.01.2019, 28.02.2019; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Сергеева А.А.указанными лекарственными препаратами по рецептам от 24.08.2018, 31.01.2019, 28.02.2019 и изделиями медицинского назначения по рецептам от 28.09.2018, 30.01.2019, 28.02.2019, обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку данные препараты являются для него жизненно необходимыми.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУЗ «Городская поликлиника № 4», АО «УльяновскФармация», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Полагает, что не обеспечение истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим медицинским изделием. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарствами по причине завершения 2018 финансового года. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок.

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Сергеев А.А., *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» в связи с заболеванием «***», в связи с этим имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача.

Согласно назначениям врача истец нуждается в обеспечении лекарственными препаратами: *** и изделиями медицинского назначения: ***.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственных препаратов и медицинских изделий истец не был обеспечен лекарственными препаратами: *** в количестве 1 упаковка по рецепту от 24.08.2018; *** в количестве 2 упаковки по рецептам от 31.01.2019, 28.02.2019, *** в количестве 1 упаковка по рецепту от 31.01.2019 и медицинскими изделиями – *** в количестве 20 штук по рецепту от 28.09.2018 и *** в количестве 40 штук по рецептам от 30.01.2019, 28.02.2019.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Сергеева А.А. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован диагноз «***», при наличии которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100г в месяц), инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики предоставляются по рецептам врачей бесплатно.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Сергеева А.А. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Сергеева А.А. необходимыми ему лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов и медицинских изделий выполнило, невыдача же данных изделий истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Сергееву А.А. бесплатно лекарственных препаратов и медицинских изделий по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами и медицинскими изделиями только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных препаратов и изделий впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями только по выписанным врачом рецептам т.е. не более того. Учитывая то, что истец постоянно нуждается в применении указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен данными препаратами и изделиями сверх установленной нормы, не имеется.

Довод Министерства об отсутствии у них возможности выдать спорные лекарственные препараты по причине истечения срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, не состоятелен, поскольку Сергеев А.А. в связи с имеющимся у него заболеванием постоянно нуждается в приёме данных лекарств и в использовании медицинских изделий.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: