Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 30.09.2019 под номером 83463, 2-я гражданская, об обязании произвести компенсацию самостоятельно затраченных средств на приобретение лекарственного препарата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                   Дело № 33-3635/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Греховой Валентины Федоровны, удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Греховой Валентины Федоровны расходы на приобретение лекарственного препарата в размере 68 000 рублей.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Грехову Валентину Федоровну лекарственным препаратом «***» 250мг № 30 в соответствии с рецептом от 20.02.2019 серии 731927 № 3681.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И. полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Греховой В.Ф., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов, о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Требования обосновал тем, что Грехова В.Ф. является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ ОКОД и ГУЗ «Городская поликлиника №3» с диагнозом: ***. Лечащим врачом 16.01.2019 и 20.02.2019 ей были выписаны рецепты на льготное получение лекарственного препарата «***» в объеме 250мг № 30 в количестве 1 ед. по каждому рецепту. Однако по выписанным рецептам врача аптечное учреждение не обеспечило ее данным лекарственным препаратом в виду его отсутствия. В связи с чем Греховой В.Ф. пришлось приобретать за свой счет данное лекарство, на что ею было затрачено   68 000 руб. по необеспеченному рецепту от 16.01.2019.

Просил взыскать в пользу Греховой В.Ф. расходы на приобретение лекарственного препарата «***» в размере 68 000 руб. в связи с необеспечением данным препаратом по выданному рецепту от 16.01.2019, возложить обязанность на ответчика обеспечить лекарственным препаратом «***» по рецепту от 20.02.2019.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другим медицинским изделием. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Заволжского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи   167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входят неработающие инвалиды 2 группы, которым все лекарственные средства, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Грехова В.Ф., *** года рождения, является инвалидом *** группы, группа инвалидности установлена до 01.07.2019; наблюдается в ГУЗ «ОКОД» и ГУЗ «Городская поликлиника № 3» с диагнозом: ***.

16.01.2019 и 20.02.2019 лечащим врачом Греховой В.Ф. были выписаны рецепты на льготное получение лекарственного препарата «***» в объеме 250мг № 30 в количестве 1 ед. по каждому рецепту.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственных препаратов истица не была обеспечена данным препаратом.

В связи с чем Грехова В.Ф. вынуждена была приобрести за свой счет указанный лекарственный препарат по рецепту от 16.01.2019, на что ею было затрачено 68 000 руб.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению истца Греховой В.Ф. лекарственным препаратом и взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Указанный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р.

Поскольку в результате неправомерных действий ответчика Грехова В.Ф. была лишена возможности реализовать свое право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами в установленный законом срок, истица вынуждена была приобрести указанный препарат за собственные денежные средства.

Учитывая, что расходы на приобретение лекарственного препарата «***» истицей в феврале 2019 года за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм обоснованно взыскал с ответчика в пользу истицы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 68 000 рублей. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Греховой В.Ф. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Греховой В.Ф. бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Грехова В.Ф.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: