УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сапрыкина Е.В.
Дело № 33а-3909/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
24 сентября
2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе представителя Абдуллина Тимура Наилевича – Низамовой
Гузели Халиловны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 июня
2019 года, по которому постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления
Абдуллина Тимура Наилевича к Управлению Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании решений
незаконными и возложении обязанности осуществить действия отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Абдуллин Т.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области) о признании
незаконными уведомлений о приостановлении постановки на государственный
кадастровый учет и государственной регистрации прав, об отказе в
государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и об
отказе в снятии приостановления, о возложении обязанности осуществить действия
по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации
прав.
В обоснование административного иска указал, что 12 декабря 2018 года
обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о
государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной
регистрации прав на недвижимое имущество по адресу***, с приложением
соответствующих документов.
26 декабря 2018 года вынесено уведомление о приостановлении постановки
на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи
с созданием (образованием) объекта недвижимости, в котором было рекомендовано
представить межевой план, содержащий проект межевания территории,
предусматривающий образование 10 земельных участков с видом разрешенного
использования «Для индивидуального жилищного строительства».
15 января 2019 года в целях устранения причин приостановления были
представлены дополнительные документы, однако уведомлением от 30 января 2019
года, полученным им только 3 марта 2019 года, Управление Росреестра по
Ульяновской области отказало в снятии приостановления осуществления постановки
на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, в связи
с тем, что в составе межевого плана не предоставлен проект межевания
территории.
Апелляционной комиссией при Управлении Росреестра по Ульяновской
области 26 апреля 2019 года было отказано в принятии к рассмотрению заявления
об обжаловании решения об отказе в снятии приостановления в связи с пропуском
срока для обжалования.
26 марта 2019 года Управлением Росреестра по Ульяновской области
принято решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной
регистрации прав на земельный участок по вышеуказанному адресу.
В обоснование принятого решения указано на истечение срока
приостановления государственного кадастрового учета и государственной
регистрации прав и неустранение причин, препятствующих осуществлению
государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том
числе непредставление в составе межевого плана проекта межевания территории, на
основании которого происходит образование 10 земельных участков с видом
разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства»., но
не приведено нормативно-правовое обоснование о необходимости предоставления
проекта межевания территории.
Статьи 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 41
Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанные в уведомлениях от 26
декабря 2018 года и от 30 января 2019 года, возлагающих на него обязанность
предоставить проект межевания территории, не применимы к данным отношениям.
Оспариваемые решения нарушают его право собственника на свободное, по
своему усмотрению распоряжение принадлежащим земельным участком.
Просил признать незаконными уведомление об отказе государственного
кадастрового учета и государственной регистрации прав от 26 марта 2019 года,
уведомление об отказе в снятии приостановления от 30 января 2019 года,
уведомление о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и
государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости от 26
декабря 2018 года, принятые Управлением Росреестра по Ульяновской области;
возложить на Управление Росреестра по Ульяновской области обязанность
осуществить действия по постановке на государственный кадастровый учет и
государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости в
отношении земельного участка, расположенного по адресу: ***
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено
федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ
«ФКП Росреестра»).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Абдуллина Т.Н. – Низамова Г.Х. просит
об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении иска.
Жалобу мотивирует тем, что для государственного кадастрового учета и
государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости в
результате раздела земельного участка проект межевания не нужен, достаточно
межевого плана.
Ссылается на то, что СП 42.13330.2011, который устанавливает
определение квартала (микрорайона), на который имеется ссылка в решении, с 1
июля 2017 года отменен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации от 30.12.2016 № 1034/пр.
С 1 июля 2017 года действует актуализированная редакция СП
42.13330.2016, пункт 5.4. которых устанавливает понятие микрорайона (квартала).
На момент подачи Абдуллиным Т.Н. заявления о государственном
кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество
(12 декабря 2018 года) действовал свод правил, не указывающий на необходимость
предоставления проекта межевания, а требуемый план межевания был приложен к заявлению.
Полагает, что не имеет правового значения для рассмотрения данного дела
принятое ранее решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 апреля 2017
года, поскольку им было отказано в государственном кадастровом учете изменений
вида разрешенного использования земельного участка, а не его раздела.
Указывает на неправильное применение судом части 1 статьи 41
Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как она регулирует вопрос
о подготовке документации по планировке территории в целях обеспечения
устойчивого развития территорий, а Абдуллин Т.Н., подавая заявление о
государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав,
преследовал цель раздела земельного участка и образования 10 земельных
участков.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса
Российской Федерации проекты межевания территории утверждаются решением органов
местного самоуправления поселения, городского округа, в связи с чем Управление
Росреестра по Ульяновской области не вправе было требовать представления
проекта межевания.
Указание судом на возможное образование земельных участков в
границах элементов планировочной
структуры без образования земель общего пользования также не соответствует
обстоятельствам дела и свидетельствует о неполном исследовании представленных
документов, так как доступ к образуемому земельному участку *** осуществляется
посредством земель общего пользования и неразграниченных земель квартала, а
доступ к остальным образуемым земельным участкам будет осуществляться через
этот земельный участок.
В возражениях на апелляционную
жалобу Управление Росреестра по Ульяновской области просит об оставлении
решения без изменения.
Стороны, другие лица,
участвующие в деле, их представители в суд апелляционной инстанции не явились,
были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном
порядке, не просили об отложении слушания дела, что дает основание для
рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, по правилам статьи 308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что
Абдуллин Т.Н. является собственником земельного участка по адресу***, с
кадастровым номером ***, площадью 58 830,10 кв.м, с видом разрешенного
использования «Для индивидуального жилищного строительства», измененного с вида
разрешенного использования «Под производственные нужды» с 10 июля 2018 года.
12 декабря 2019 года Абдуллин Т.Н., в
лице своего представителя
Сидоровой А.К., обратился с заявлением о государственном кадастровом
учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое
имущество в виде образованных 10 земельных участков из вышеназванного
земельного участка, путем его раздела на основании межевого планы от 4 декабря
2018 года.
Уведомлением Управления Росреестра по
Ульяновской области
от 26 декабря 2018 года постановка на государственный кадастровый учет и
государственная регистрации прав была приостановлена до 26 марта 2019 года в
связи с тем, что границы образуемого земельного участка с условным обозначением
*** пересекают границы двух других земельных участков, а также в связи с
непредставлением в составе приложения к межевому плану проекта межевания
территории, на основании которого происходит образование 10 земельных участков
с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного
строительства».
15 января 2019 года Абдуллиным Т.Н.
представлен межевой план от 11 января 2019 года с заключением
кадастрового инженера.
После рассмотрения дополнительно
представленных документов в целях устранения причин приостановления в связи с
отсутствием в составе межевого плана проекта межевания территории уведомлениями
Управления Росреестра по Ульяновской области от 30 января 2019 года в снятии
приостановления отказано и приостановлено осуществлении государственного
кадастрового учета и государственной регистрации прав до 26 марта 2019 года.
Уведомлением Управления Росреестра по
Ульяновской области от
26 марта 2019 года Абдуллину Т.Н. было отказано в государственном
кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с непредставлением
межевого плана, подготовленного в соответствии с требованиями закона, в течение
срока приостановления.
Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о
приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления
Росреестра по Ульяновской области от 26 апреля 2019 года Абдуллину Т.Н. было
отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о
приостановлении государственного кадастрового учета и государственной
регистрации прав в связи с пропуском срока на обжалование.
Не согласившись с вышеназванными решениями Управления
Росреестра по Ульяновской области, принятыми в форме соответствующих
уведомлений, Абдуллин Т.Н. предъявил в суд настоящий административный иск.
Разрешая данные требования, районный суд пришел к выводу об
отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная
коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его
неправильным не усматривает.
По
общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса
Российской Федерации, градостроительная деятельность по развитию территорий
осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного
зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования,
строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального
строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
При
этом территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том
числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения
объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов
местного значения (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской
Федерации).
В ходе решения вопроса о государственном кадастровом учете и
государственной регистрации прав на 10 земельных участков, образованных
в результате раздела земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером ***,
было установлено, что имеет место образование микрорайона (квартала) жилой
застройки, то есть комплексное освоение земельного участка в целях жилищного
строительства, которое должно осуществляться в соответствии с проектом
межевания территории.
Вопреки доводам апелляционной жалобы,
отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции
обоснованно руководствовался действующим СП 42.13330.2016 Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная
редакция СНиП 2.07.01-89*, пункт 5.4 которого определяет понятие микрорайона
(квартала) – основной элемент планировочный структуры застройки в границах красных линий или других
границ, размер территории которого от 5 до 60 га. В микрорайоне (квартале)
выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений)
или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.
В соответствии с примечанием к данному
пункту район,
микрорайон (квартал) являются объектами документов территориального
планирования и документов по планировке территории.
Требования к планировке территории,
требования к документации по планировке территории, подготовке такой
документации и ее утверждении, в том числе к проекту межевания территории
определены в главе 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормами
которой правомерно руководствовался районный суд при разрешении настоящего
административного спора.
С учетом того, что площадь земельного
участка, из которого образуются вновь создаваемые земельные участки с таким же
видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства»,
более 5 га (58 830,10 кв.м), районный суд пришел к правильному выводу о
необходимости представления Абдуллиным Т.Н. в составе документов для
осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации
прав на образуемые земельные участка проекта межевания территории и, соответственно
правомерности приостановления Управлением Росреестра по Ульяновской области
осуществления такой регистрации и последующего отказа в регистрации.
При установленных обстоятельствах дела все иные доводы
апелляционной жалобы, которые были предметом исследования и оценки суда первой
инстанции, на правильность выводов суда повлиять не могут.
В силу изложенного решение является правильным и отмене не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 июня
2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя
Абдуллина Тимура Наилевича – Низамовой Гузели Халиловны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи