Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 30.09.2019 под номером 83390, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                           Дело № 33-3552/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области  на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Засвияжского   района города Ульяновска, действующего в интересах   несовершеннолетней К*** А*** Г***  -  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства  здравоохранения  Ульяновской области в части обеспечения  несовершеннолетней К*** А*** Г***, *** года рождения лекарственным препаратом  *** в количестве семи упаковок по рецептам  от 19.11.2018 года  серии 731822 № 18864, от 13.12.2018 года  серии 731822 №21362, от 18.01.2019  года серии 731922 №799, от  22.02.2019 года серии 731922 №2776;   лекарственным препаратом  *** *** в количестве  одной упаковки по рецепту  от  22.02.2019 года серии 731922 №2777.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  К*** А*** Г***, *** года рождения,  лекарственным  препаратом    ***  *** в количестве семи упаковок по рецептам  от 19.11.2018 года  серии 731822 № 18864, от 13.12.2018 года  серии 731822 №21362, от 18.01.2019  года серии 731922 №799, от 22.02.2019 года серии 731922 №2776;   лекарственным препаратом  *** *** в количестве  одной упаковки по рецепту  от  22.02.2019 года серии 731922 №2777.

Решение подлежит немедленному исполнению. 

 

Заслушав доклад судьи  Фёдоровой Л.Г., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор  Засвияжского  района г. Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней К*** А.Г., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

Требования обоснованы тем, что несовершеннолетняя К*** А.Г., *** года рождения состоит на учете в  ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска»  с диагнозом:   ***, имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение. Однако, в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что несовершеннолетняя К*** А.Г. не обеспечена лекарственными препаратами: ***  *** в количестве семи упаковок по рецептам  от 19.11.2018 года  серии 731822 № 18864, от    13.12.2018 года  серии 731822 №21362, от 18.01.2019  года серии 731922 №799, от  22.02.2019 года серии 731922 №2776;   лекарственным препаратом  *** в количестве  одной упаковки по рецепту  от  22.02.2019 года серии 731922 №2777.

Просил признать незаконным  бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении несовершеннолетней К***  А.Г., *** года рождения лекарственными препаратами: ***  0,25 мг/мл/2 мл №20 в количестве семи упаковок по рецептам  от 19.11.2018 серии 731822 № 18864, от 13.12.2018  серии 731822 №21362, от 18.01.2019 серии 731922 №799, от 22.02.2019 серии 731922 №2776; лекарственным препаратом  *** в количестве  одной упаковки по рецепту  от  22.02.2019 серии 731922 №2777 и обязать  Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  несовершеннолетнюю данными лекарственными  препаратами. Просит   обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска».

Рассмотрев заявленные требования, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение ребенка спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Дополняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение К*** А.Г. лекарственными препаратами  *** и *** Министерством осуществляется. 

Полагает, что не обеспечение истицы лекарственными препаратами по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. 

Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.

При этом медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Отмечает, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.

Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истицу спорными лекарствами по причине завершения 2018 финансового года.

Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок.  

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит оставить жалобу  без удовлетворения.

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что К*** А.Г., *** года рождения, является ребенком - инвалидом,  наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» с  диагнозом: ***.

К*** А.Г. нуждается в лекарственном препарате ***, 19 ноября 2018 года лечащим врачом К*** А.Г. был выписан рецепт серии 731822 № 18864, 13 декабря 2018 года  серии 731822 №21362,  18 января 2019  года серии 731922 №799, 22 февраля 2019 года серии 731922 №2776 для получения указанного лекарственного препарата в количестве 0,25 мг/мл/2 мл №20 в количестве семи упаковок (л.д.39, 40). Также ребенок нуждается в лекарственном препарате  ***, на который лечащим врачом 22 февраля 2019 года был выписан рецепт серии 731922 №2777 для получения лекарственного препарата в количестве 0,25 мг+ 0,5 мг/мл/20 мл №1 в количестве  одной упаковки (л.д.41).

Однако указанные рецепты аптекой обеспечены  не были по причине отсутствия в наличии данных лекарственных препаратов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах К*** А.Г., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Как следует из положений п. п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу положений ст.10 данного Закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии со ст.6.2 того же закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р, и на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №2738-р лекарственные препараты ***, *** внесены в указанные перечни.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по  организации обеспечения К*** А.Г. лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

На Министерство здравоохранения в Ульяновской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится К*** А.Г.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость К*** А.Г. в лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: