Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83381, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                       Дело № 33-3583/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней М*** П*** Д*** о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении М*** П*** Д*** *** в количестве 400 штук по рецептам от 06.09.2018, 15.10.2018, 13.11.2018, 04.12.2018.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить М*** П*** Д*** *** в количестве 400 штук по рецептам от 06.09.2018, 15.10.2018, 13.11.2018, 04.12.2018.

Обратить решение к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города  Ульяновска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней М***  П*** Д*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения.

В обоснование иска указано, что несовершеннолетняя М*** П.Д. наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» с диагнозом ***. Согласно назначениям врача М*** П.Д. нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - ***.

Между тем, в 2018 году  и истекшем периоде 2019 года  ежемесячные рецепты на указанные изделия, выписанные М*** П.Д. лечащим врачом в установленном порядке,  аптечным учреждением не обеспечивались. Так, не обеспечены рецепты на *** от 06.09.2018, 15.10.2018, 13.11.2018, 04.12.2018, всего на 8 упаковок, то есть 400 ***.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении М*** П*** Д*** *** в количестве 400 штук по рецептам от 06.09.2018, 15.10.2018, 13.11.2018, 04.12.2018; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить М*** П*** Д*** *** в количестве 400 штук по рецептам от 06.09.2018, 15.10.2018, 13.11.2018,04.12.2018,  обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ГУЗ «Детская городская клиническая больница», АО «УльяновскФармация», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области. 

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Ссылаясь на сведения Региональный медицинский информационный системы отмечает, что дальнейшее обеспечение несовершеннолетней М*** П.Д. *** Министерством осуществляется.

Полагает, что не обеспечение истца медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. 

Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.

При этом медицинские показания истца могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другим медицинским изделием.

Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца *** по рецептам прошлого года  по причине завершения 2018 финансового года.

Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя М*** П.Д., 2012  года рождения, состоит на диспансерном учете и  наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая  больница г.Ульяновска» с диагнозом: ***, является ребенком-инвалидом.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у несовершеннолетней М*** П.Д. заболеванием лечащим врачом 06.09.2018, 15.10.2018, 13.11.2018 и 04.12.2018  были выданы рецепты на получение изделий медицинского назначения:  *** в общем количестве 400 штук (8 коробок).

Из-за отсутствия изделий медицинского назначения в аптеках АО «УльяновскФормация» родители несовершеннолетней не имели возможности получить указанные изделия на основании выписанных лечащим врачом рецептов.

Данный факт  ответчиком не оспаривался и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что  М*** П.Д. имеет право на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы изделиями медицинского назначения -  *** по рецептам от 06.09.2018, 15.10.2018, 13.11.2018 и 04.12.2018.  

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение М*** П.Д. необходимыми ей изделиями медицинского назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке *** выполнило, невыдача же данных изделий истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача М*** П.Д. бесплатно изделий медицинского назначения  по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена изделиями медицинского  назначения только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных изделий  впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования обязал ответчика обеспечить истицу изделиями медицинского назначения только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в приеме инсулина, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ***  сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истицу по  рецептам от 06.09.2018, 15.10.2018, 13.11.2018 и 04.12.2018, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: