Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 17.09.2019, опубликован на сайте 04.10.2019 под номером 83379, 2-я гражданская, об обеспечении лекарсвтенным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                       Дело № 33-3553/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  17 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора  Федечко Ф.И.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области  обеспечить  Ишелёву Наталью Николаевну  лекарственным препаратом *** по рецептам  от 14.01.2019 и от 14.02.2019, лекарственным препаратом *** по рецептам от 14.02.2019, от 15.03.2019, изделиями медицинского назначения *** по рецепту от 18.03.2019.

Решение привести к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах Ишелёвой Натальи Николаевны, обратился в суд с иском  к Министерству здравоохранения  Ульяновской области  об обеспечении лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

Исковые требования обосновал тем, что по медицинским показаниям Ишелёвой Н.Н., являющейся инвалидом *** группы,  необходимо применение определенного ряда лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Так Ишелёва Н.Н. должна была быть обеспечена ответчиком лекарственным препаратом *** по рецептам  от 14.01.2019 и от 14.02.2019, 15.03.2019,  лекарственным препаратом *** по рецептам от 14.02.2019, от 15.03.2019, изделиями медицинского назначения *** по рецепту от 18.03.2019. До настоящего времени Ишелёва Н.Н.  лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по указанным рецептам не обеспечена, что негативно влияет на ее здоровье и самочувствие.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области  обеспечить  Ишелёву Наталью Николаевну  лекарственным препаратом *** по рецептам  от 14.01.2019 и от 14.02.2019, 15.03.2019,  лекарственным препаратом *** по рецептам от 14.02.2019, от 15.03.2019, изделиями медицинского назначения *** по рецепту от 18.03.2019. Обратить решение к немедленному исполнению.

Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2019 года производство по делу в части требования об обеспечении истицы  лекарственным препаратом *** по рецепту  от 15.03.2019 прекращено в связи с отказом  от иска в данной части.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области. 

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания,  и только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

При этом  выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.  Так, медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и (или) медицинскими изделиями.

Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района гУльяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  Ишелёва Н.Н., *** года рождения,   состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им.С.М.Кирова»  с диагнозом:  ***.

Лечащим врачом истице были выписаны рецепты на получение следующих лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения: 14.01.2019, 14.02.2019, 15.03.2019 на лекарственный препарат ***; 14.02.2019, 15.03.2019 - лекарственный препарат ***; 18.03.2019 изделия медицинского назначения ***. 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов , а также изделий медицинского назначения осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Ишелёва Н.Н. лекарственными препаратами: *** по рецептам от  14.01.2019, 14.02.2019, 15.03.2019; *** по рецептам от 14.02.2019, 15.03.2019, а также  изделиями медицинского назначения *** по рецепту от 18.03.2019   обеспечена не была.  

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения Ульяновской области по обеспечению Ишелёвой Н.Н. данными  лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения  в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатными необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит как на ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М Кирова» так и  на Министерстве здравоохранения  Ульяновской области. При этом, свою обязанность  медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав истице рецепты на бесплатное получение лекарственных средств и медицинских изделий.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истицы  необходимыми ей лекарственными препаратами  и медицинскими изделиями в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственными препаратами и  изделиями медицинского назначения (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области .

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Ишелёвой Н.Н.  лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан  лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения: ***, ***, ***   было полным и невыдача указанных лекарств и изделий Ишелёвой Н.Н. по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истицы указанными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  ими  по ранее выписанным рецептам в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет ими обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Ишелёвой Н.Н. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения  по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ленинского района города  Ульяновска, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.   

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: