Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении жилым помещением
Документ от 10.09.2019, опубликован на сайте 23.09.2019 под номером 83273, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору майма специализированного жилогго помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Кузнецова М.С.                                                                        Дело № 33-3515/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       10 сентября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Рыбалко В.И., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Кондрева Дениса Александровича,                           к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о                  признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по своевременному обеспечению Кондрева Дениса Александровича специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обеспечить Кондрева Дениса Александровича, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Кондрева Дениса Александровича, к муниципальному учреждению Отдел образования администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения прокурора Данилова Е.В., Кондрева Д.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Кондрева Д.А. к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, муниципальному учреждению (МУ) Отдел образования администрации муниципального образования (МО) «Тереньгульский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что Кондрев Д.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, собственником жилого помещения на территории Ульяновской области не является. Его мать – Б*** (К***) Е.Н., *** года рождения, умерла *** года, отец – Кондрев А.Н., *** года рождения, лишен родительских прав решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 8 апреля  2013 года. Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от  8 ноября 2016 года Кондрев Д.А. был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области,  однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства             и архитектуры Ульяновской области, МУ Отдел образования администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области по своевременному обеспечению Кондрева Д.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать ответчиков обеспечить Кондрева Д.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в  р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области.

Судом к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время отсутствует должное финансирование программы по предоставлению детям данной категории соответствующего жилья, в связи с чем у Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в целях реализации положений закона Ульяновской области           от 6 мая 2016 года № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», отсутствуют основания для заключения государственных контрактов в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не отрицает право Кондрева Д.А. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако полагает, читает, что предоставление Кондреву Д.А. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Кондрев Д.А., *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, собственником жилого помещения на территории Ульяновской области не является.

Его мать Б*** (К***) Е.Н., *** года рождения, умерла  *** года, а отец – Кондрев А.Н., *** года рождения, лишен родительских прав решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 8 апреля  2013 года.

Распоряжением главы администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от 3 марта 2016 года  № 103-р, с учетом изменений, внесенных в п. 5 распоряжением главы администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от 13 октября 2016 года № 129-р, над несовершеннолетним Кондревым Д.А. была установлена опека, его опекуном была назначена                  Кондрева Т.М.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 8 ноября 2016 года Кондрев Д.А. был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области,  однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Поскольку Кондрев Д.А. до настоящего времени жильем в установленном законом порядке не обеспечен, и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении требований и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области об обеспечении Кондрева Д.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года                              № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон                        № 159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя             жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц,               в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской              Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона  № 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 указанного Федерального закона, ранее достижения ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Федерального закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Ульяновской области от 21 декабря                   2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Поскольку Кондрев Д.А., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг совершеннолетия, жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеет, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального образования и наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Кондрева Д.А., к МУ Отдел образования администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области сторонами не обжалуется и в силу ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом оценки судебной коллегии.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.            

 

Председательствующий                              

 

Судьи: